Самые боевые подразделения МВД - спецназы переориентированы на новые задачи, которые поставил перед полицией президент России Дмитрий Медведев.
Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев потребовал от сотрудников специальных подразделений МВД строго соблюдать права и интересы граждан. Суть этого требования предельно проста - как можно реже прибегать к грубой силе, пусть даже иные граждане в чем-то и не правы с точки зрения закона. Речь, разумеется, не идет о вооруженных "отморозках", профессиональных уголовниках и террористах. Под новые требования меняется структура и даже оснащение спецподразделений.
Действительно, новый закон о полиции требует более гибкого подхода в обеспечении правопорядка. И несмотря на то, что спецподразделения вызываются только в экстренных случаях, когда уже "обычная" полиция не в силах контролировать ситуацию, бездумно махать палками все равно не позволено. Использовать силовые методы - только в самом крайнем случае. Тем более - стрелять.
От спецназа отныне требуют сделать все, чтобы вообще избежать столкновений и жертв. Вероятно, действия таких специальных отрядов теперь будут оценивать не по самому факту разгона, скажем, беснующейся толпы футбольных фанатов, а по тому, удалось ли обойтись без жертв. На первые роли начнут выдвигаться психологи-переговорщики, задача которых - унять страсти. Кстати, именно благодаря выдержке московского ОМОНа не случилось большой трагедии на Манежной площади в декабре прошлого года, когда экстремисты пытались спровоцировать молодежь на побоище после убийства болельщика "Спартака" Егора Свиридова.
Более того, в отличие от коллег в толерантной Европе, российская милиция-полиция еще ни разу в своей истории не применяла водометную технику. Хотя в арсенале есть машины с водометными пушками израильского и российского производства. Например, бронированный "Лавина-Ураган", сделанный на базе "Урала".
Однако это вовсе не значит, что полицейский спецназ утратит свое значение. Совсем наоборот. Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев заявил, что запланированные сокращения общей численности МВД даже не коснутся подразделений спецназа. Хотя реформировать их будут. По словам министра, принято решение не сокращать ни одного бойца и сохранить штатную численность отрядов в полном объеме.
Штат спецназа уже определен: в России - 208 отрядов. 121 - милиции особого назначения (ОМОН) и 87 - специального (ОМСН). Всего более 25 тысяч человек. Привычное название ОМОН ликвидировано. ОМОНы теперь называются отрядами особого назначения, бывшие СОБРы - отрядами специального назначения.
Элитные бойцы разделены по двум профессиональным специализациям. В ООНе в основном должны служить младшие командиры - сержантский состав. Они обязаны пресекать массовые беспорядки, охранять политические, культурные и спортивные мероприятия, обеспечивать порядок во время праздников, народных гуляний. В принципе, это - силовой резерв полиции, последний, так сказать, аргумент, когда беснующаяся толпа, например экстремистов или футбольных фанатов, начинает громить витрины, бить окна, переворачивать и жечь автомобили.
В другую категорию спецназа отнесены отряды особого назначения, бывшие СОБРы, они состоят из офицеров. Это - силовая поддержка оперативников угрозыска, экономической безопасности, то есть криминальной полиции. Их позовут, когда надо задержать вооруженных, особо опасных преступников или освободить заложников. Без их участия не должна проводиться практически ни одна крупная операция по разгрому преступных сообществ и группировок. Общее у этих подразделений - участие в операциях против незаконных вооруженных формирований и обезвреживание любых других вооруженных бандгрупп, независимо от их идейных воззрений, национальной принадлежности и региона. Впрочем, теперь будет еще одна общая и очень важная деталь - единая для всех структура и командование. Правовая база применения спецподразделений переработана кардинально - издано почти 50 нормативных актов.
Раньше было как?
Прежде специальные подразделения, все эти группы захвата и силовой поддержки, подчинялись УБОПам, милиции общественной безопасности, криминальной милиции. Мало-мальски крупный начальник старался иметь свою собственную "гвардию", зачастую никак не взаимодействующую с "родственными" подразделениями. Бойцы нередко действовали "по звонку" - мол, надо срочно взять вооруженную банду в какой-то квартире, догнать и задержать преступников в автомобиле или освободить заложников. Бывало и так, что вызовы оказывались не совсем корректными - в квартире засели не вооруженные автоматами уголовники или экстремисты, а пьяная компания. С буйными же хулиганами вполне могли бы справиться и обычные патрульные. Но - не стали рисковать, позвонили начальству и сгустили краски.
Теперь создано централизованное управление отрядами спецназа. Эксперимент по созданию таких единых структур начался еще в 2009 году в четырех региональных центрах. Он оказался успешным. И теперь в системе ведомства создано управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации МВД России.
Возглавляет управление генерал-лейтенант полиции Владимир Горшуков. В спецназе он - всю жизнь, даже срочную службу прошел в военной разведке. Так что в мельчайших деталях знает о проблемах и потребностях каждого своего бойца - от психологической подготовки до технического оснащения. Кстати, генерал Горшуков - лауреат Государственной премии в области науки и техники. Правительство наградило его за разработку и освоение производства комплекса высокоэффективного нелетального бесствольного гражданского и служебного оружия.
Смысл такой централизации - выстроить вертикаль управления, объединить силы и средства специальных подразделений, наладить взаимодействие с другими правоохранительными структурами. Под единым командованием теперь и отряды особого назначения, и специального. Например, в Московском межрегиональном центре объединились "брендовые" подразделения - отряд специального назначения МВД России - "Рысь" и отряд особого назначения МВД России - "Зубр".
Все региональные полицейские начальники, кому срочно потребуется помощь элитных бойцов, должны обращаться в этот центр. И, что важно, несут ответственность за свой вызов. Более того, за правильную постановку задач и использование столь грозного оружия, как специальные подразделения, персонально спрашивают с руководителя, "заказавшего" тот или иной отряд.
Такие же центры специального назначения будут созданы еще в четырех регионах: в Татарстане, Алтайском крае, Нижегородской и Новосибирской областях. Правда, окончательное решение будет принято весной 2012 года и зависеть от многих местных факторов.
Известно, что руководство страны не поскупилось на материально-техническое обеспечение полицейского спецназа. По решению президента России Дмитрия Медведева из федерального бюджета в 2011 году на эти цели дополнительно выделяется 1 миллиард 100 миллионов рублей.
Впрочем, сухая статистика свидетельствует, что общая обеспеченность спецтехникой, имуществом и вооружением полицейских спецподразделений составляет 80-85 процентов. По словам Рашида Нургалиева, это прежде всего касается боевой экипировки и вооружения. Так, поставлены спецавтомобили "Гроза", "Ураган", "Горец", современное альпинистское вооружение. Всего - около 128 новейших образцов так называемых "специзделий".
В отряды поступили несколько десятков новых образцов бронежилетов, шлемов, щитов различных классов защиты, всевозможных и самых современных спецсредств и оружия. При этом львиная доля всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в интересах спецподразделений, связаны с разработкой новых средств защиты.
Например, закуплены противоударные комплексы "Щит", штурмовые пулестойкие бронещиты "Забор", универсальные бронежилеты с комбинированной защитой от колюще-режущего и огнестрельного оружия "Багарий". В общем, руководство министерства делает все, чтобы его элитные солдаты даже в опаснейшей ситуации остались живы.
Среди новых, так называемых спецсредств - образцы нелетального оружия. После применения таких "игрушек" нарушитель чувствует себя, конечно, неважно, но остается живым и целым. А недомогание скоро проходит. Речь идет в том числе и о резиновых пулях, слезоточивых газах, светошумовых гранатах и электрошокерах.
У спецназа даже есть собственная авиация, что впервые официально закреплено в названии структурного управления. Разумеется, это не бомбардировщики-ракетоносцы. Полицейские спецподразделения используют несколько десятков беспилотников и вертолетов. Беспилотные летательные аппараты нужны для разведки, а вертолеты - для транспортировки бойцов, грузов, эвакуации раненых и спасенных заложников. Есть обычные "трудяги" Ми-8, есть и легкие маневренные машины импортного производства. С них обычно спецназовцы высаживаются на крыши домов, в труднодоступные места в горах или в лесу.
Что любопытно, в полицейском спецназе не только стопроцентное обеспечение, но и откровенно смешной некомплект - примерно три с половиной процента. И это при необычайно жестком, даже - жестоком отборе. Вот только одна иллюстрация: последний этап проверки кандидата в спецназовцы - на детекторе лжи. Его удается пройти только одному из трех претендентов на должность.