Страны Таможенного союза могут не только полностью обеспечить себя основными продуктами питания - мясом, молоком, зерном и сахаром, но и стать ведущими игроками на мировых рынках продовольствия. Дело за главным - принять такие решения, которые будут отвечать интересам аграриев и стимулировать производство. Как идет формирование единой аграрной политики стран - участниц Таможенного союза? Об этом корреспондент "СОЮЗа" беседует с директором Института системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси Валерием Бельским.
- Валерий Иванович, формирование единой аграрной политики ведется с первых дней создания Союзного государства. Дело, к сожалению, движется медленно, да и взаимных упреков хватает. Изменится ли ситуация с 1 января 2012 г., когда единое экономическое пространство будет окончательно сформировано?
- Беларусь ратифицировала соглашение о единых правилах оказания бюджетной помощи сельскому хозяйству. Осенью оно должно быть одобрено российскими парламентариями. Соглашение делит меры влияния на аграрную политику на 3 группы или, как их принято называть в ВТО, корзины - красную, желтую и зеленую. Меры зеленой корзины - это бюджетные расходы на науку, маркетинг, мелиорацию, развитие инфраструктуры аграрного сектора, страхование урожая и расходы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности: создание и хранение резервов продуктов, поддержка доходов сельхозорганизаций и фермерских хозяйств, не связанная с объемами производства и ценами.
Желтая корзина содержит меры воздействия, создающие рыночные преимущества. Скажем, инвестиции на модернизацию и строительство животноводческих ферм, удешевление кредитных ресурсов на приобретение тракторов, комбайнов, удобрений, предоставление государственных гарантий, ценовых преференций и отсрочек по долгам. И, наконец, красная корзина. Это импортозамещающие и экспортные субсидии. Последние, например, активно использует Евросоюз. Россия, Казахстан и Беларусь договорились ничего подобного во взаимной торговле не применять.
В России дотации, субсидии и льготы селу составляют около 7 процентов от стоимости сельхозпродукции, в Казахстане - до 5 процентов. В Беларуси в разные годы - от 16 до 20 процентов. Но и условия хозяйствования у нас несколько хуже, чем у партнеров. Тем не менее к 2016 году мы готовы урезать дотации до 10 процентов.
Разработан проект Гос программы устойчивого развития села на 2011-2015 годы. В ней заложены новые принципы поддержки селян. Субсидии и льготы будет получать непосредственно сельхозпроизводитель, который затем самостоятельно выйдет на рынок сельхозтехники, удобрений, кредитных ресурсов, выбирая наиболее выгодные для себя условия.
- После резкой девальвации белорусского рубля граждане России приезжают закупать продовольствие в приграничные области Беларуси. Мясо и особенно молоко везут в Смоленскую и Брянскую области и белорусы. Не создает ли это дополнительных проблем аграриям?
- Диспаритет цен - явление временное. Кстати, французы, например, ездят в Бельгию за молочными продуктами. Есть пивные туры из богатых европейских стран в Чехию. Доля белорусской продукции на российском рынке - около 1 процента. По молоку - 6,5 процента, по сахару (до ограничений) - 10 процентов. В то же время несопоставимо большую долю у нас имеют российские кондитерские, макаронные изделия. Объемы их ввоза достигают 30 процентов. Импорт растительного масла - до 60 процентов.
Фактически уже созданы основы единого экономического пространства. Нет таможенных границ, товары могут свободно перемещаться. Национальные документы, удостоверяющие безопасность и качество сельхоз продукции, признаются на всей территории Таможенного союза. Однако несколько лет подряд мы принимаем добровольные ограничения на поставку некоторых товаров. Молока, например. И пока они будут сохраняться. Не в качестве квот, а скорее как ориентир по насыщению рынка. Ведь и Россия, и Казахстан серьезно зависят от импорта продовольствия. Несмотря на все предпринимаемые усилия, производство в нечерноземной зоне развивается медленно. Хотя и скот элитный завозится, и сельский бизнес многим становится интересен, деньги вкладываются, строятся фермы, но разрушена система подготовки кадров: нет ветеринаров, зоотехников, престиж профессий доярки, скотника упал. Эти проблемы не решить в один день. И хотя мы каждый год берем на себя обязательства по ограничению поставок, практически всегда объемы квот в итоге превышаем, когда в России заканчивается сезон большого молока.
- Как мы защищаем наш общий рынок на мировой арене?
- Объединившись в Таможенный союз, мы приняли максимальные импортные пошлины, которые существовали в трех странах. Ввозная пошлина на молочные продукты - около 20 процентов, почти в полтора раза больше, чем была у нас до этого. На сахар пошлина достигает 30 процентов. Рынок мяса, молока, сахара стран Таможенного союза сейчас защищен лучше, чем до введения единых тарифов. Рассчитываем, что это станет серьезным стимулом собственного производства.
Нередко белорусское Правительство упрекают, что слишком много денег направляется в село. Но если бы мы не поддерживали своего агрария, нам пришлось бы покупать продовольствие на 15 миллиардов долларов ежегодно! Стратегия мировой продовольственной безопасности ориентирует государства прежде всего на развитие национального сельского хозяйства. Хотя продовольствие - важный элемент международной торговли, и условия регулирования аграрного рынка должны быть адекватны рынкам любых других товаров.