04.08.2011 13:30
    Поделиться

    "Партизанщина" в сфере любительских перелетов зачастую заканчивается трагедей

    Катастрофы частных самолетов случаются с печальной регулярностью. И серийные образцы малой авиации, и самодельные летательные аппараты, увы, далеко не всегда спускаются с небес на землю в штатном режиме.

    Отчего это происходит? Кто виноват - сами "воздушные романтики" или же те, кто по долгу службы обязан контролировать полеты частников? Ответ на этот вопрос простым не назовешь. Но специалисты уверены: пока не прекратится "партизанщина" в сфере любительских перелетов - многочисленных трагедий не избежать.

    Разбор полетов

    - Состоятельный владимирец купил себе "Цесну" и говорит мне: "Полечу в Кольчугино", - рассказывает начальник Владимирского аэроклуба ДОСААФ Михаил Шепета. - Я его отговаривал: "Там регулярно что-то происходит". Это было в воскресенье утром. А в понедельник утром он мне звонит: "Передумал лететь в Кольчугино". - "Почему?" - "А вот такая ситуация…"

    В воскресный полдень 24 июля в Кольчугинском районе упал частный двухмоторный самолет. В результате аварии погибли 38- и 48-летний жители Московской области.

    Самолет был собран кустарным способом, у него отсутствовали бортовой и регистрационный номера. А его пилоты не имели специальной подготовки управления летательным аппаратом: один работал инженером-конструктором КБ Сухого, другой - преподавателем станции юных техников в городе Пушкино.

    На аэродром, расположенный в поселке Раздолье, они приехали полетать. Во время полета у одного из моторов самолета возникли технические неисправности, аппарат потерял высоту и столкнулся с землей. Причем в воздух он поднялся со второй попытки. Первый полет был прерван из-за неисправности. И тем не менее, "подремонтировав" машину, любители решили планов не менять.

    А буквально полтора месяца назад, 7 июня, здесь же при совершении частного полета на самодельном одномоторном двухместном самолете Paiper погибли два молодых человека. Этот летательный аппарат также не имел бортовых номеров и регистрации, а у его пилотов не было специальной подготовки.

    - Две аварии подряд - очень плохой показатель, - продолжает Шепета. - Такое впечатление, что их сценарии писались под копирку. В обоих случаях с техникой было что-то не так, люди немножко поковырялись и полетели со второй попытки. Оба самолета рухнули с небольшой высоты: первый - на взлете, второй уже летел. И запас прочности у летательных аппаратов был равен нулю.

    Каждый учебный год в аэроклубе начинается с разбора инцидентов, и кольчугинские наверняка войдут в анналы воздухоплавателей. Вот только Михаил Александрович сомневается, что их количество ограничено всего двумя.

    - Самолеты в Кольчугино регулярно взлетают и ломаются, но до сих пор никто не погибал, и все об этом молчали, - уверен он.

    В ФАПах есть все

    Пока идет следствие, специалисты строят свои версии трагедии. Плохое техническое обслуживание - раз, топливо низкого качества - два, температура воздуха запредельная - три, отсутствие опыта - четыре.

    - Насколько я осведомлен, там были двигатели без дополнительного воздушного охлаждения, - считает заместитель начальника по инженерно-авиационной подготовке Михаил Шпагин. - А двигатель можно перегреть за 10-15 минут в зависимости от погоды. Начинается потеря мощности, оборотов, скорости, и самолет сваливается в неуправляемый штопор.

    Михаил Григорьевич уверен, что рухнувшие самолеты поднимались в небо без должного технического осмотра. И для него, обслуживающего самолеты на Владимирском аэродроме 37 лет, уже только этот факт - ЧП. Ведь в авиации пренебрежение даже к маленькому болтику может принести немало бед.

    - Все работы, производимые на авиационной технике, обязательно фиксируются: заменил четыре болта, поставил новую резиновую втулку, должен сделать об этом запись, - поясняет он. - Имеются технологические карты, где досконально расписано, как вести предполетный осмотр самолета.

    Не исключено, что любители привезли с заправки сомнительный бензин и залили его без фильтра. Так несколько лет назад в Московской области пять человек заживо сгорели в частном самолете, заправленном некачественным топливом. Доставили его в емкости из-под пивных дрожжей, а дрожжи попали в бензин.

    Роковым фактором могла стать и жара. А при температуре 30 градусов полеты нежелательны из-за физических трудностей для самих летчиков, перегрева двигателя, и решение о них должно принимать руководство.

    - Если они летали на бензине типа 92-го - 95-го, температура его кипения 36 градусов, - рассуждает Шепета. - Он уже был нагрет до 30-33 градусов, а пока дошел до карбюратора, еще нагрелся и начал быстро испаряться. Самолет потерял скорость…

    Маловероятно, что техника прошла положенные испытания. Эти и многие другие моменты прописаны в Федеральных авиационных правилах. И люди, в свое время прошедшие серьезную летную подготовку, свято верят, что выполнение ФАП поможет избежать многих неприятностей и сберечь жизнь. Ведь документы в авиации писаны кровью.

    И летать, и строить

    Путь в небо состоятельным романтикам значительно облегчили новые правила использования воздушного пространства, которые начали действовать с ноября. Они разрешают частным судам бороздить небесные просторы как угодно и когда угодно, без десятков согласований и контроля. Достаточно через Интернет зарегистрироваться на специальном портале Росавиации или сообщить информацию о полете по указанному телефону.

    Но, по мнению членов владимирского клуба, этому пока рано радоваться. Только за текущий год в воздушном пространстве региона сотрудники аэродрома насчитали около 15 частных самолетов. Их владельцы нередко совершают свои полеты без специальной подготовки, технику обслуживают сами. И с учетом нигилизма и слабого обучения авиаторов-любителей аварии неизбежны.

    Не сбросить со счетов и то, что воздушный корабль, стоящий сегодня от миллиона рублей, теперь не роскошь, а средство передвижения, вполне доступное состоятельным владимирцам. А значит, их количество в частных руках будет расти.

    Часть этого роста дает и Владимирский аэродром, в ангаре которого любители собирают самолеты. Один из них - заместитель начальника аэроклуба по летной подготовке Сергей Крузин. Летчик-испытатель, мастер спорта по высшему пилотажу, налетавший на разных типах самолетов более четырех тысяч часов, признается, что строить самолеты в свободное время ему нравится не меньше, чем летать. Да и основная масса любителей, по его наблюдениям, не столько хочет летать, сколько построить собственный самолет.

     Ну а то, что дилетанты называют самоделками, на самом деле "единичные экземпляры воздушных судов". И качество такого экземпляра, собранного своими руками, может быть лучше серийного самолета заводского производства. Но для этого необходимы фундаментальные знания аэродинамики, самолетного двигателя, конструкции в целом, самолетовождения.

    Где прячутся частники

    Сегодня никто точно не знает, сколько в области частных самолетов и откуда они взлетают. По информации Крузина, их от 20 до 50. И все они базируются по "норкам" - в колхозах и совхозах. Четыре нашли пристанище в Судогодском районе, три - в Суздальском.

    Первым делом нужно их легализовать. А чтобы люди этого не боялись, регистрация должна быть не накладной. Но при строительстве самолета, утверждает Крузин, можно уложиться в 300 тысяч рублей. А чтобы его зарегистрировать, нужно отдать еще 150 тысяч. За три года профессиональный авиатор вместе со своими единомышленниками собрал девять самолетов, причем семь из них сам испытал. А получения сертификата летной годности самолета нужно ждать полтора года и отдать кучу денег. Далеко не каждый такое выдержит.

    - Людям с частными самолетами нужно объединяться в большие аэроклубы, - считает Михаил Шепета. - Здесь можно контролировать безопасность полетов, есть специалисты и есть возможность обучения.

    Место, где все это уже есть, - Владимирский аэродром. Стоит объявить его открытым для полетов на маленьких самолетах, и для желающих не хватит и двадцати бетонных стоянок, как это было в 2007 году, когда здесь проходил слет любителей малой авиации. Но, чтобы с него взлететь, замучаешься собирать согласования. Гораздо проще пользоваться площадкой в Кольчугино. Там ничего не требуют.

    Тем временем

    В конце минувшей недели в Воронеже молодой мужчина погиб, выпав из корзины воздушного шара. Воздухоплавательный аппарат пролетал над пляжем поселка Боровое, входящего в городскую черту. Трагедия произошла около 10 часов вечера, когда на пляже еще находились люди: очевидцы не сразу поняли, что произошло, посчитав, что мужчина выполняет какой-то сложный трюк.

    Правоохранительные органы проводят доследственную проверку. Полеты воздушных шаров над территорией региона приостановлены. 

    Поделиться