Казанские хирурги освоили новый вид операций на сердце

В межрегиональном клинико-диагностическом центре проведена первая в республике операция с использованием радиочастотного аблатора.

По статистике, к пятидесяти годам с нарушениями ритма сердца сталкивается каждый десятый даже относительно здоровый человек. А у людей с приобретенными пороками сердца недуг встречается в восьмидесяти случаях из ста. Больные вынуждены горстями глотать таблетки, разжижающие кровь, и так называемые антиаритмики. Причем пожизненно. В противном случае ни по лестнице не подняться, ни сумку с продуктами до дома не донести. Во время приступа пульс может зашкаливать за 180 ударов в минуту, при этом артериальное давление падает, человек бледнеет, покрывается потом, и тут уж без "скорой" не обойтись.

Мировая практика показывает, что помочь таким больным можно лишь хирургическим путем. Так называемая операция "лабиринт", при которой на сердце делаются, а затем последовательно сшиваются 18 разрезов, и по сей день считается золотым стандартом в лечении аритмии. После такого вмешательства 92 процента больных не вспоминают про перебои в сердце даже спустя десять лет.

- Это очень хороший результат, - говорит заведующий кардиохирургическим отделением №2 МКДЦ Ильдар Вагизов. - Однако при таком вмешательстве достаточно велик риск послеоперационного кровотечения. А в том случае когда хирург использует радиочастотный аблатор, он минимален. Это специальное оборудование позволяет избежать разрезов на сердце: очаги, вызывающие аритмию, прижигаются. Бурное развитие медицинских технологий позволяет значительно сократить риски и повысить качество оперативных вмешательств.

Перед тем как сделать первую подобную операцию на открытом сердце, кардиохирурги МКДЦ прошли специальное обучение сначала в Москве, а затем в Барселоне. И, как только в центре появилось соответствующее американское оборудование, применили методику на практике.

Первым пациентом стал 53-летний житель республики, страдающий приобретенным пороком сердца. Операция, во время которой больному был заменен митральный клапан, в общей сложности длилась три часа. При этом на то, чтобы усмирить аритмию, у кардиохирургов ушло минут двадцать. Между тем если бы на сердце пришлось, как раньше, делать разрезы, эта процедура заняла бы в шесть раз больше времени!

По словам Ильдара Вагизова, больной, которого уже перевели из реанимации в обычную палату, быстро идет на поправку.

- Через два-три месяца его вообще будет не узнать, - уверен лечащий врач. - Если раньше больной практически все время балансировал между жизнью и смертью, то после операции ему даже лекарства, которые он пил постоянно, не понадобятся.

Подобные хирургические вмешательства в Межрегиональном клинико-диагностическом центре теперь станут регулярными. Потребность в них у пациентов кардиохирургического отделения N 2, специализирующегося на лечении приобретенных пороков сердца, достаточно высока. Однако останавливаться на достигнутом кардиохирурги не собираются. Их мечта - по примеру израильских коллег освоить малоинвазивные методики лечения аритмии, так называемые операции без ножа.

Ольга Кондрева

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"

Казань