На сосискание премии правительства Москвы за 2011 год в области медицины представлена работа "Оптимизация технологий лечения лимфопролиферативных заболеваний подростков и молодых взрослых".
Кровь называют рекой жизни. Очень точное определение: без крови жизни нет, потому так опасны и тяжелы ее заболевания. Несмотря на все достижения науки, пожалуй, трудно назвать другие недуги, в которых столько тайн, как у болезней крови. Они особо коварны, так как подкрадываются незаметно. Поэтому предупредить их, заблаговременно распознать чрезвычайно сложно. А порой и вовсе невозможно.
Вдруг у человека начинает кружиться голова, вдруг поднимается давление. Лечат, дают обезболивающие таблетки, но улучшения не наступает. Оказывается, "заболела кровь". Острый лейкоз потому и острый, что протекает стремительно. Если вовремя его не распознать и не начать массированного, адекватного лечения, то конец может быть самым печальным. А для лечения нужны не только самые современные препараты, методики, но и особые условия.
Недавно открылся уникальный центр детской онкологии, гематологии и иммунологии. Дети, находящиеся здесь в боксированных отделениях, смогут смотреть телевизор через стекло. Почему? В таком отделении должен быть особый порядок соблюдения санитарных норм и правил. Лечение таких больных столь массирование, что подавляет иммунитет. Человек становится беззащитен перед любой пылинкой. А телевизионный экран притягивает к себе пыль, и она опасна для того, кто проходит лечение.
Иногда нам кажется, что где-то в других странах - в Германии, Израиле или в Соединенных Штатах - с лейкозами справляются, а мы нет. Была во многих зарубежных клиниках, где лечат лейкозы. Протоколы лечения, препараты, которые применяются, методики, которые используются, практически идентичны. Вспомним трагическую историю ухода из жизни Раисы Горбачевой. Не смогли ее спасти у нас в стране, бессильными оказались и зарубежные клиники. Разные бывают лейкозы: одни поддаются лечению, другие такие "злые", что спасения нет.
Почему так важно открытие нового центра детской онкологии, гематологии и иммунологии? Оно предоставляет новые огромные возможности для избавления ребятишек от болезней крови. Руководитель центра - член-корреспондент РАМН Александр Румянцев оперирует цифрами. Не так давно ребятишки, попавшие в лейкозную беду, были обречены почти поголовно. Теперь добиваются длительной ремиссии, а иногда и выздоровления у 70 процентов. Почему так важна работа, выдвинутая на соискание премии правительства Москвы? Дело в том, что более или менее справляемся с детскими лейкозами, более или менее удается добиваться длительной ремиссии, а иногда исцеления у взрослых. Но из этой цепочки, причем не только в нашей стране, "выпали" подростки и совсем молодые. Разумного объяснения этому нет. Однако это факт, с которым нельзя не считаться. И вот теперь усилиями представителей федеральных и муниципальных учреждений на базе ГКБ имени С.П. Боткина действует такое отделение.
Пока оно одно на всю страну, где лечат юношей и подростков с онкологическими заболеваниями крови и костного мозга. В нем 60 коек. Кроме того, городской гематологический центр в Боткинской принимает почти 25 тысяч пациентов в год. Основные патологии - острые и хронические лейкозы, лимфомы, анемия и другие болезни кроветворной системы. Последние три года увеличилось использование комбинированного лечения.
В стране есть гематологические отделения для взрослых и детей. Каждый онколог знает, что эти категории больных сильно отличаются друг от друга. У них развиваются разные виды онкозаболеваний, которые надо по-разному лечить. Например, у детей препараты выводятся быстрее и требуются более интенсивные курсы химиотерапии. Молодой организм легче переносит токсические эффекты лечения и более восприимчив к химии и лучевой терапии, чем взрослый. А взрослые, случается, погибают скорее от токсичности высоких доз терапии, чем от самого рака.
У ребенка, как правило, наступает стойкий терапевтический эффект. А подростки? К какой группе их отнести? Как определить, когда кончается детство и начинается взрослость? Эти вопросы во многом без ответа не только в нашей стране, но и за рубежом. Потому некоторые молодые люди выпадают из внимания медиков и нередко погибают, недотянув до совершеннолетия. И то, что в больнице Боткина действует отделение специально для помощи таким пациентам, чрезвычайно важно.
Пока это уникальный опыт. Тут есть свои особенности: подросткам еще жить и жить, и применяемые варианты лечения должны учитывать необходимость сохранения их репродуктивного здоровья. Возможность получить полноценное образование, реализовать свои способности. В Боткинской за прошедшие 10 лет благодаря тому, что внедрены в клиническую практику результаты работы ученых, практических медиков, удалось не только снизить смертность от этих недугов в среднем на 40-50 процентов, но и добиться высокого качества жизни таких пациентов. Они могут учиться, могут работать, могут заводить семьи.
Заведующий отделением гематологии и онкологии подростков и взрослых ФГУ ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии Минздравсоцразвития России, доктор медицинских наук, профессор Вадим Птушкин прав, когда говорит, что сегодня различные опухоли - основная причина смерти среди юношей и молодых людей во всех развитых странах. При этом за последние 20 лет в мире не было достигнуто прогресса при лечении опухолевых заболеваний у этих больных. В то время у таких детей в старшей возрастной группе прогресс очевиден. Причины? Ограниченное лечение таких больных, контролируемое исследование, отсутствие "биологического" понимания о том, какую стратегию - детскую (более интенсивную) или взрослую (менее токсичную) - следует взять за основу при лечении подростков и молодых взрослых. Явно недостает знания о восприятии опухолевых препаратов в пограничной возрастной группе, а также недостаток внимания к психологическим особенностям переходного возраста, приводящий к резкому падению дисциплины лечения этих пациентов. В Боткинской эти проблемы стараются решать. Потому так важно создание именно здесь отделения для лечения заболеваний крови у юношей и молодых людей.
Боткинская не случайно стала центром лечения юношей и подростков. Это особое медицинское учреждение. И не только потому, что ему 100 лет от роду, но потому, что оно всегда было средоточием лучших специалистов в области отечественной медицины. В том числе и гематологов, которые занимались не только взрослыми, но именно подростками, юношами. Боткинская всегда работала на скорую помощь, и пациентов с любыми острыми заболеваниями, в том числе и гематологическими, везли именно сюда. Здесь всегда была и есть отменная гематологическая служба.
На соискание премии представлены представители федеральных и муниципальных учреждений. Это очень важно, потому что болезни, в том числе и гематологические, не ведают деления на муниципальные, федеральные. Пациент ищет место где лучше, и ему совершенно без разницы - муниципальное или федеральное это учреждение. Потому нередко в муниципальной Боткинской лечатся пациенты из других городов России.
Отделение, где лежат с острым лейкозом, не пускает к себе посторонних. Чтобы войти сюда, надо тщательно переодеться. Я ведь не зря упомянула в начале, что даже телевизор приходится смотреть через стекло. И даже близкие родственники без маски и специальной одежды не могут посещать своих близких. В Боткинской умеют разрабатывать такие схемы лечения, которые эффективны именно для каждого. И важнейший медицинский постулат о том, что лечить надо не болезнь, а больного, здесь соблюдается неукоснительно. Более того, даже исследования, будь то морфологические или какие-то иные, назначаются только с учетом состояния данного пациента.
Такая, казалось бы, мелочь на стене возле ординаторской - памятка для пациентов. Во многих учреждениях памятки на стенах вниманием не пользуются, но только не в гематологии. Здесь пациенты эти памятки знают наизусть. Знают, какими растворами, какими препаратами обрабатывать горло при тех или иных показателях крови. Здесь каждый знает свой уровень лейкоцитов, эритроцитов и тромбоцитов. Это своеобразный образ жизни, потому что в Боткинской берутся лечить самых сложных, самых "загадочных" гематологических пациентов.
Владимир Яковлев, главный врач больницы имени Боткина, профессор:
- На 3-м этаже 1-го корпуса после капитального ремонта появится 7-е гематологическое отделение на 55 коек. На 2-м этаже - 6-е гематологическое отделение на 55 коек. В каждом отделении будет 7 палат на 1 койку, 9 палат на 2 койки и 10 палат на 3 койки. Для питания пациентов буфетная и столовая. На 1-м этаже разместятся отделение гематологической реанимации, лаборатория срочных анализов. Будет 6 кабинетов для пересадки костного мозга. В цокольном этаже предусмотрен криобанк для хранения стволовых клеток. Кабинеты бронхоскопии, колоноскопии, рентген. На 1-м этаже 11-го корпуса появится городской гематологический центр по приему амбулаторных больных из других лечебно-профилактических учреждений.
Справка "РГ"
На премию правительства Москвы 2011 года в области медицины представлены:
А.Г. Румянцев - директор Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии член-корреспондент РАМН
В.В. Птушкин - заведующий отделением гематологии и онкологии подростков и взрослых ФГУ ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии Минздравсоцразвития России, доктор медицинских наук, профессор
С.В. Сёмочкин - доктор медицинских наук
Н.К. Хуажева - заведующая 6-м гематологическим отделением больницы имени Боткина
В.В. Лунин - заведующий 7-м гематологическим отделением больницы имени Боткина
В.Л. Иванова - заведующая Городским гематологическим центром больницы имени Боткина