Сегодня внутренние цены на электроэнергию для промышленности в России превысили уровень цен в США (в феврале 2011 г. 8,0 и 6,7 цента/кВтч соответственно). Также уже сравнялись уровни ставок на грузовые железнодорожные перевозки. Пока значительно ниже американского уровня только внутренние цены на природный газ, но запланированный их стремительный рост для выхода на принцип равнодоходности с экспортными поставками способен нивелировать через несколько лет и эту разницу. Такова сегодняшняя ситуация: тариф на услуги инфраструктурных монополий (ИМ) слишком высок для потребителей. При этом ИМ продолжают настаивать на заниженности внутренних цен (тарифов), правда ли это, и если да, то где предел?
Для решения задачи по определению допустимости уровней цен на услуги ИМ (электроэнергию, природный газ и железнодорожный транспорт) для производителей и потребителей Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ) была разработана экономико-математическая модель предельных цен на услуги инфраструктурных монополий.
"Верхний" предел цен на услуги ИМ - это максимально допустимый уровень цен для экономики. Рост цен выше этого предела означает для отраслей промышленности расходование инвестиционных средств на покрытие операционных затрат на электроэнергию, природный газ и железнодорожные перевозки и угрожает экономическому росту.
"Нижний" предел цен на услуги ИМ - минимально допустимый уровень цен для самих ИМ. Снижение цен ниже этого уровня приведет к недостатку средств для осуществления инвестиционной деятельности, а значит - в средне- и долгосрочной перспективе может способствовать тому, что экономический рост будет ограничен дефицитом энергомощностей и пропускных способностей транспортной инфраструктуры.
Поэтому вопрос сбалансированности формирования цены на услуги ИМ является предельно важным для стимулирования экономического роста цен в стране.
О результатах расчетов. Результат моделирования для электроэнергетики - предельные максимальные уровни цен на электроэнергию, то есть те, которые выдержат отдельные отрасли промышленности, оказались ниже минимального уровня цен, необходимых электроэнергетике для ее развития в соответствии с утвержденными инвестиционными планами и ценами на топливо. Результаты моделирования показывают, что эта ситуация сохраняется и в среднесрочной перспективе, а значит, без изменений в принципах тарифо- и ценообразования, оптимизации инвестпрограмм, ограничения роста топливных затрат и повышения эффективности инвестиционной и текущей деятельности баланс интересов производителей и потребителей электроэнергии соблюден не будет.
Текущий уровень конечных цен на электроэнергию в России для промышленности уже предельный. Расчет рентабельности отраслей по целевому сценарию прогноза Минэкономразвития России показывает, что уровни рентабельности, позволяющие отраслям развиваться, будут иметь только отрасли добывающего сектора и обрабатывающие первого передела (металлургия и т.п.). При этом технологичные отрасли - машиностроение, - развитие которых и должно способствовать переходу российской экономики от сырьевой модели развития к инновационной, в рамках заложенных параметров роста тарифов и других параметров прогноза будут иметь параметры рентабельности на уровне "выживания".
В отличие от электроэнергетики в газовой отрасли запланированные правительством РФ темпы роста внутренних цен на газ кратно превышают минимальные потребности отрасли. Снижение динамики роста цен на газ или даже замораживание цен для внутреннего рынка не нарушит финансовую устойчивость газовой отрасли и инвестиционный процесс:
- при экспортных ценах на газ, соответствующих прогнозу Минэкономразвития России, газовая отрасль всегда будет иметь устойчиво высокую прибыль;
- чистая прибыль газовой отрасли более чем в 1,5 раза превышает выручку от продаж газа на внутреннем рынке;
- поставки на экспорт обеспечивают 3/4 валовой выручки отрасли.
Часто можно слышать тезис о том, что внутренние цены на газ слабо влияют на экономику и поэтому их рост не угрожает экономическому росту. Напрямую действительно слабо, так как доля затрат на газ в промышленности за исключением некоторых отраслей (производство азотных удобрений, цемента) невелика. Но косвенное влияние несопоставимо больше - природный газ основное топливо в электроэнергетике. За счет существующей системы ценообразования на рынке электроэнергии цена зависит только от тепловой генерации.
Юрий Саакян, генеральный директор Института проблем естественных монополий.