В регионах вновь остро встал вопрос о будущем промышленности. Особенно это касается тех территорий, где она остается основным сектором экономики еще с советских времен. Говоря о господдержке промышленных предприятий, региональные власти не должны забывать, что их возможности весьма ограничены. Во-первых, потому что на региональных уровнях доступны далеко не все инструменты промышленной политики, которые есть на федеральном. К примеру, инструменты таможенно-тарифной политики в регионах использовать нельзя. Кроме того, субъекты ограничены в финансовых ресурсах.
Вот наглядный пример. В 2011 году объем областных целевых программ в Свердловской области достиг 15% регионального бюджета. Небывалая величина! В долях это гораздо больше, чем выделяет федерация по линии федеральных целевых программ. Но если взглянуть на абсолютные цифры, то окажется, что сумма примерно равна инвестиционному бюджету крупной компании уровня УГМК. Так что не следует размазывать ни деньги, ни усилия. Коль уж решили поддержать промышленность, надо выделить приоритеты: каким компаниям, в каких отраслях и на каких территориях следует помогать, чтобы получить максимальную отдачу в виде увеличения поступлений в бюджет и роста ВРП.
Какие у региональных властей могут быть территориальные приоритеты? Если мы посмотрим на структуру занятости населения крупных городов, таких как Иркутск, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, то обнаружим, что они уже перестали быть промышленными центрами, превратившись в центры развития услуг. Совершенно по-другому складывается ситуация в так называемых "вторых" городах названных регионов. Именно там сосредоточены основные промышленные предприятия, там большая часть жителей работает на заводах и фабриках. Значит, надо обратить пристальное внимание на "вторые" города. Здесь региональным властям следует вкладываться в первую очередь в развитие инфраструктуры: производственно-транспортной, научно-образовательной, инновационной.
Много споров сегодня о том, бизнес каких масштабов следует поддерживать: малый, средний или крупный. Все зависит от того, какие регион ставит перед собой задачи. Стратегия развития Свердловской области предполагает удвоение ВРП к 2015 году, а это примерно 15% в год. Справедливости ради стоит отметить: таких темпов роста достигнуть практически невозможно. Однако средний бизнес способен развиваться с сопоставимой скоростью. Предприятия этого сектора стремятся попасть в лидеры рынка, стать крупными, именно поэтому у них самые высокие обороты.
Малый и крупный бизнес развиваются значительно медленнее. Опыт мировой экономики показывает, что типичный темп роста для представителей малого бизнеса - 3-5% в год. Главная цель этого сегмента экономики - обеспечение не темпов роста, а занятости населения, особенно в кризисные времена, в условиях нестабильности.
В крупном бизнесе 15% рост - что-то невероятное. Обычно этот показатель не превышает 7-8%. К тому же крупный бизнес в российской промышленности сейчас - это в большинстве своем компании, сидящие на игле природных ресурсов. Они не смогут создать новое лицо экономики, обеспечить реальную диверсификацию российской экономики. Эта задача, скорее, под силу только предприятиям-"середнякам". Именно они могут создать новую модель бизнеса, фундамент которого составляют не природные ресурсы, а интересная и перспективная идея. В этом смысле мне кажется, что совершенно не напрасно недавно созданное Агентство стратегических инициатив выбрало в качестве приоритетных инвестиционные проекты, которые предстоит испытать в среднем бизнесе.
Какие отрасли стоило бы избрать в качестве объектов региональной промышленной политики? В декабре прошлого года был подготовлен долгосрочный прогноз социально-экономического развития России до 2030 года. Это был первый подобный документ за 20 лет. Мне кажется, региональные власти должны учесть общероссийские технологические приоритеты, обозначенные в нем, и поддержать их на своей территории. Понятно, что делать ставки следует на развитие тех технологий, которые в регионе развиваются динамичнее, активнее других.
Консолидировать свои усилия компании, региональные и федеральные власти могут в рамках так называемых технологических платформ. Это своего рода площадки взаимодействия высокотехнологичного бизнеса, властных структур, образования и науки по выделению перспективных сфер НИОКР в различных отраслях. Государство сегодня намерено очень активно инвестировать в эти платформы.
Другой вариант определения отраслевых приоритетов регионов может базироваться на создании отраслевых кластеров. Мы воспользовались измененной методикой Майкла Портера, чтобы определить, какие из отраслевых кластеров наиболее развиты в Свердловской области. Самым развитым из высокотехнологичных оказался кластер производства медицинской техники, а самыми перспективными - биофармацевтический и информационных технологий. Мне кажется, что концентрация усилий на этих трех кластерах дала бы мощный толчок развитию промышленности региона.
И еще один приоритет. Если мы хотим поддержать нашу промышленность, нам следует помогать крупным и средним компаниям выходить на международные рынки. Во-первых, часто национального рынка не хватает, чтобы обеспечить снижение средних издер жек. Особенно это актуально на рынке инновационных продуктов. Во-вторых, предприятия на международных рынках учатся выживать в условиях очень жесткой конкуренции, поэтому становятся более продвинутыми, приносят в страну более высокие технологии.
Сергей Кадочников, директор Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета, д.э.н.