В обиход туляков вновь возвращается выражение "ехать на огород", цена на земельные участки в пригородных кооперативах пошла вверх, а армию любителей дачного отдыха в регионе все чаще пополняют не москвичи, а местные жители.
Корреспондент "РГ" пообщалась с садоводами-огородниками новой волны и выяснила главные тенденции в этой сфере.
Сделать остановку
Если ехать из Тулы в сторону Венева, то в этих экологически чистых местах можно найти множество дачных кооперативов и садово-огороднических товариществ. Впрочем, их немало вокруг, пожалуй, любого города - большого и маленького. Но объекты на Веневской дороге примечательны тем, что их обитатели вот уже третий год пытаются добиться от властей сделать около своих участков остановку общественного транспорта "по требованию".
Здесь, в районе деревни Волынцево, расположены три крупных кооператива, около 600 участков. Как рассказала пенсионерка Антонина Кривова, чтобы сюда добраться, людям приходится полтора километра идти вдоль автомагистрали. А две трети собственников этих дач - люди преклонного возраста, не имеющие личного транспорта. Вот и бредут они по узкой обочине, нагруженные то садово-дачным инструментом, то собранным урожаем, рискуя жизнью.
Туляки зовут эту дорогу Веневской, хотя в официальных документах она числится как трасса Калуга - Тула - Михайлов - Рязань. Она находится в ведении ФГУ федерального дорожного агентства "Управление автомагистралями Москва - Харьков", руководство которого располагается в Орле. О такого рода коллизиях дачники, разумеется, не догадывались. А потому направляли многочисленные обращения к власти, которых за три года набралось с хороший том, во всевозможные инстанции - от местной администрации до губернатора Тульской области. Последний ответ, полученный нынешней весной от заместителя главы региона Андрея Агапова, сводился к отсутствию бюджетных средств.
Надежда появилась в начале лета, когда после приема граждан в Туле заместитель полпреда президента в ЦФО Юрий Пыдин поручил орловскому начальнику управления решить людскую проблему. Тем более что особых денег это не требует: машина щебенки для расширения обочины в нужном месте да разметка для пешеходного перехода. Остановка-то сезонная - "по требованию".
Увы, но пока дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Может, чиновники никак не могут взять в толк: почему предыдущие лет десять остановка общественного транспорта особо не требовалась, а теперь вдруг стала актуальной?
Не картошкой единой
В свое время вожделенные шесть соток были пределом мечтаний советского человека. Получить их хотели многие, но давали далеко не всем. Потом, на закате советской эпохи, предприятия и организации начали с лихой щедростью предлагать сотрудникам участки и под строительство домов, и под посадку картошки, и для организации садово-огороднических товариществ. В конце 80-х горожане, дорвавшиеся до заветной земли, с энтузиазмом сажали овощи, клубнику, саженцы плодовых деревьев. В сложные 90-е годы сады выручали многих.
Однако затем интерес к огородничеству начал спадать. В магазинах появились практически любые фрукты-овощи, и ради них вовсе не надо было каждые выходные давиться в душной пригородной электричке или переполненном автобусе. К тому же в какой-то момент резко выросла стоимость проезда, и выращенные тяжким трудом ягодки с яблоками стали поистине золотыми.
Примерно в это время и началась активная продажа дачных участков. Стоили они в то время совсем недорого, и главными покупателями шести соток в тульских садоводческих товариществах, расположенных неподалеку от трасс, были жители столицы. Они скупали сразу по нескольку участков, но, как оказалось, вовсе не для того, чтобы выращивать на них картошку. Так тульские дачники узнали, что дача - это не только символ деревенской жизни и не способ выживать, но и загородный дом, куда летом приезжают отдыхать, а не выполнять продовольственную программу. Москвичи тоже выращивали на своих участках редиску с морковкой и сажали кусты малины. Но, не слишком утруждая себя, поскольку строили на этих участках солидные дома, отнюдь не экономя каждую пядь земли-кормилицы.
Но опустевших участков в садоводческих товариществах становилось все больше. Этому способствовали хлопоты с оформлением земельного участка в собственность, которых было немало, несмотря на "дачную амнистию". Свою лепту вносили и расхитители металлолома, срезавшие в кооперативах провода и ухитрявшиеся вывозить даже огромные цистерны для воды. Транспортные проблемы, как в случае на Веневской дороге, лишь добавляли аргументы в пользу отказа от садоводства.
Городят в огороде
Между тем в последнее время ситуация стала меняться. Это особенно заметно в садоводческих кооперативах, расположенных ближе к Туле. Так, в товариществе в районе деревни Петушки - до него от последней остановки городского автобуса примерно полчаса пешком - брошенные окраинные участки уже застроены новенькими коттеджами. Выросла и цена земельных наделов. К примеру, в кооперативе в районе деревни Рвы (это южный пригород Тулы) или около Хомяково (северная окраина областного центра) продажная стоимость участка доходит до 200 тысяч рублей. С учетом того что в старых дачных поселках, как правило, есть необходимая инфраструктура, это значительно дешевле, чем покупать под строительство городскую землю.
Как выяснилось, в Туле остались тысячи любителей выращивать фрукты-овощи на своем огороде. К тому же прошлогодняя жара, взвинтившая цены на картошку почти до заоблачных высот, многих заставила вспомнить о возможности не зависеть от капризов рынка, тем более что на природе и жара переносится легче. В итоге при нынешних ценах на те же ягоды (килограмм клубники или малины стоит в этом году от 130 рублей) - свой урожай вновь стал серьезным подспорьем семейному бюджету. К слову, возрождается и традиция проводить на дачах выходные, ведь немногие туляки могут построить настоящие загородные дома.
Впрочем, традиционные дачники уже опасаются, что их маленькие огородики в недалеком будущем окажутся в окружении элитных коттеджей.
- Если так пойдет и дальше, скоро вокруг моего участка вырастут трехэтажные дома с двухметровыми заборами, - сетует Игорь Горин из кооператива в районе Петушков. - Риелторы уже ходят по участкам, предлагают продать. Так ведь и домик сожгут, чтобы легче было уговорить…
Сегодня оформить дачный участок в собственность стало легче, но ненамного. Как правило, кооперативы находятся на землях районов, соседствующих с областным центром. И для оформления необходимых документов дачнику надо ехать в райцентр, где, как правило, приходится выстаивать приличные очереди. Лишь в этом году в Туле появился единый регистрационный центр, где оформляют дачную собственность, но и там всегда скопление народа. Так что появление риелторов вполне предсказуемо.
Покупателей, впрочем, не много, так что дачнику Игорю можно пока не очень волноваться. Но скупают эти участки уже отнюдь не москвичи. Сегодня столичные жители предпочитают приобретать домики в коттеджных поселках, где жизнь намного комфортнее, или в деревнях. Конечно, брошенное жилье в сельской местности пользовалось спросом и прежде, но с каждым летом дачников здесь становится все больше. Цена на небольшой домик с водопроводом и электричеством в Тульской области колеблется от 400 тысяч рублей. Впрочем, это в дальних районах. Стоимость обычного пятистенка ближе к региональному центру начинается от миллиона рублей в зависимости от имеющейся инфраструктуры.
Но у новых дачников оказалась особая миссия - по сути, именно они сегодня возрождают село. Ведь покупают деревенскую недвижимость, как правило, те самые выросшие мальчики и девочки, родители которых в свое время уехали жить в город. С их появлением на периферии оживает торговля, у местных жителей появляются дополнительные доходы - не только от продажи даров садов и огородов, молока, яиц, но и от выполнения множества мелких хозяйственных заказов. Кроме того, у новых русских дачников лучше, чем у деревенских жителей, получается добиваться от местных властей ремонта тех же дорог или проведения газопровода. А с первыми признаками цивилизации в деревню возвращается полноценная жизнь.