Росстат: Бензин дорожает быстрее всех прочих продуктов на российском рынке

Вчера Минэнерго России распространило довольно оптимистичный анализ динамики роста цен на топливо. По данным ведомства, с начала августа наблюдается стабилизация розничных цен на основные виды нефтепродуктов на внутреннем рынке. При этом повышение средних отпускных цен АЗС с 1 августа было незначительным.

Однако, по оценкам Росстата, бензины разных марок по-прежнему являются самыми дорожающими продуктами на фоне общей динамики роста цен в России. А опрошенные "РГ" эксперты уверены, что стабилизация цен на топливо - явление сезонное. И высказывают опасения, что при нынешнем росте цен в среднем на 0,3 процента в неделю топливо к концу года подорожает на 20 процентов. "По мнению минэнерго, рост по неделям незначительный. Однако если эти 0,3 процента умножить на 52 недели, то получим подорожание в год на 5 рублей. А это весьма увесистый рост", - рассказал "РГ" директор "Росагромаша" Евгений Корчевой.

С такой оценкой согласен директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По его словам, стабилизация цен связана с сезонным затишьем на рынке нефтепродуктов. "Нефть на мировых рынках не показывала в последние месяцы динамику к росту цены. Соответственно, и цена на топливо тоже стабилизировалась", - полагает собеседник "РГ". Но в минэнерго уверены, что стабилизация произошла из-за предпринятых ранее мер. В частности, создания более выгодных условий для торговли бензином на внутреннем рынке, чем продавать топливо на экспорт. Кроме того, в минэнерго ожидают, что внесение изменений в техрегламент в части снятия запрета на оборот топлива класса 2 обеспечит дальнейшую стабилизацию цен.

Ведомство готовит и другие решения. В частности, касающиеся акцизов на автомобильное топливо. "Речь идет о создании большой дифференциации между экологическими классами, что будет стимулировать производство более качественных нефтепродуктов. А также введение плавающего акциза, ставка которого изменялась бы в зависимости от цены нефти. Эта мера учитывает интересы потребителя, поскольку сглаживает изменение цен на топливо в случае роста цен на нефть", - уточнили "РГ" в пресс-службе минэнерго.

Эксперты также надеются, что эти меры помогут. "Непростую ситуацию с ценами на бензин частично можно будет исправить, если насытить рынок бензинами, - пояснил "РГ" президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. - Надеемся, что это произойдет, когда с 1 сентября будет принято решение по отмене запрета на бензин класса 2. А пока рынок ощущает его нехватку. Тем не менее ярко выраженного дефицита на рынке нет".

Но главная ценовая причина, по его мнению, состоит в том, что до сих пор нефтедобывающие компании поставляют бензин для своих заправок по низкой, искусственно сдержанной цене. А независимым АЗС продают на 5 тысяч за тонну дороже. "ФАС взялась за расследование, но пока ситуация остается критичной. Независимые продавцы выжимаются с рынка, который все больше становится монопольным", - уверен Аркуша. По его мнению, возврат бензина 2-го класса только частично решит проблему. "Нужно развивать биржевую торговлю. И продавать на ней весь объем выпускаемого бензина", - уверен он. Тогда независимые АЗС смогли бы по справедливой цене покупать топливо и повышать уровень конкуренции на рынке.

Работа в этом направлении в минэнерго хоть и развернута, но темпы развития пока невелики. И пока на бирже торгуются только 15 процентов от объема всех поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Тем не менее ведомство настроено оптимистично и намерено в ближайшее время увеличить этот показатель.

Но пока либерализация рынка видится только в мечтах. Сегодня отрасль сильно подвержена государственному влиянию. "Говорить в этой связи о развитии рыночной торговли не приходится. Слишком велика налоговая нагрузка и транспортная составляющая в конечной цене на бензин", - считает Сергей Пикин. И в такой ситуации точно спрогнозировать, как будет развиваться рынок, сложно, считает Корчевой.