Константин Колтонюк: Правительство Свердловской области учредило "призовой фонд" для лучших муниципалитетов

Более половины муниципалитетов Среднего Урала получили в 2010 году дополнительные доходы, отказавшись от дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. О том, какие стимулы есть у местных администраций для перехода к большей финансовой самостоятельности, рассказывает министр финансов Свердловской области Константин Колтонюк.

Российская газета: Руководители местного самоуправления нередко жалуются на то, что у них нет особых стимулов заниматься развитием бизнеса на территории муниципалитета, потому что львиную долю доходов местного бюджета составляют дотации, трансферты и другие перечисления, а не собственные доходы. Какой смысл в этой ситуации стараться зарабатывать самим?

Константин Колтонюк: Это не совсем так: стимулы для увеличения собственных доходов у муниципалитетов есть. Один из наиболее существенных - возможность замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), зачисляемого в областной бюджет. Такую возможность нам предоставляет Бюджетный кодекс РФ, и многие муниципальные образования (МО) Свердловской области ею пользуются уже несколько лет. Например, в 2010 году 45 муниципалитетов дали согласие на замену дотаций дополнительным нормативом отчислений от НДФЛ.

РГ: В чем суть такой замены и ее преимущества?

Колтонюк: Если коротко: можно установить фиксированный размер дотации в денежном выражении, но сверх этой суммы муниципалитет уже ничего не получит. А можно согласиться на замену дотации и получить сверхплановые доходы, которые останутся в распоряжении МО и могут быть потрачены на местные нужды.
Сейчас идет процесс формирования бюджета области на 2012 год и плановый период, и в законе "Об областном бюджете" будет перечень муниципальных образований, давших согласие на замену дотации нормативом отчислений от НДФЛ.
Ряд МО в силу своих социаль­но-экономических особенностей предпочитают получать из областного бюджета фиксированную сумму дотаций. Те же, кто  уверен в стабильном развитии своих территорий, кто активно стремится к наращиванию экономического потенциала, считают более выгодным заменять дотации на процент (норматив) отчислений по НДФЛ и зарабатывать дополнительные деньги.

РГ: Какую часть доходов местных бюджетов формируют поступления НДФЛ?

Колтонюк: Весьма существенную - около 50 процентов. В первом полугодии текущего года в бюджеты муниципальных образований Свердловской области поступило 20,7 миллиарда рублей. Из этой суммы 10,8 миллиарда составили поступления НДФЛ, которые, кстати, выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,4 процента. То есть это очень стабильная статья дохода, которая имеет тенденцию к росту.

РГ: Сумма внушительная. А сколько сумели заработать те муниципальные образования, которые рискнули отказаться от дотаций?

Колтонюк: 39 муниципалитетов из 45 получили дополнительные доходы - всего более 542 миллионов рублей. Девять из них заработали свыше 20 миллионов. Это Серовский, Сысертский, Невьянский, Белоярский, Режевской городские округа и другие.
 

39 муниципальных образований из 45, отказавшихся от ­дотаций, дополнительно получили более  542 миллионов рублей

РГ: А если, отказавшись от гарантированной дотации, муниципалитет получит меньше, чем установлено нормативом? Ему придется сократить свои расходы?
 

Колтонюк: Представительные органы МО должны взвешивать все риски. Если собрали меньше, никто возмещать не будет. Хотя по итогам прошлого года никто по миру не пошел: на самом деле обязательные статьи расходов компенсировали всем муниципалитетам. И те немногие территории, которые не сумели собрать установленную сумму, получили другие межбюджетные трансферты.

РГ: Полагаю, что в таком порядке заинтересованы муниципалитеты, на территории которых есть стабильно работающие предприятия, выплачивающие высокую и "белую" зарплату. И вряд ли депрессивные территории готовы отказаться от дотации.

Колтонюк: Я бы не стал утверждать столь однозначно. Скажем, Тугулым - депрессивная территория. В прошлом году этот муниципалитет получал денежную дотацию, но в этом году отказался от нее. И они выполнят свои планы.
Вообще количество дотационных территорий в Свердловской области хотя и медленно, но сокращается. Например, Кировград в прошлом году получал дотации, но на 2011 финансовый год они выбрали дополнительный норматив отчислений от НДФЛ.
Хотя есть ряд муниципальных образований, которые, не проявляя интереса к увеличению собственной доходной базы, до сих пор не воспользовались предоставляемой возможностью и упустили шанс получить дополнительные доходы.  Это Богданович, Артемовский, Верх-Нейвинский, Камышловский, Пышминский, Нижнетуринский и другие городские округа и муниципальные районы. Кстати, у этих муниципалитетов отнюдь не самое плачевное социально-экономическое положение.

РГ: Вы хотите сказать, что все упирается в инициативу местных властей - насколько активно они будут стремиться увеличить налогооблагаемую базу?

Колтонюк: Да, и резервы для этого есть. Просто необходимо поработать с теми предприятиями, на которых выдают зарплату в конвертах, заслушивать на комиссиях работодателей, выплачивающих необоснованно низкую официальную зарплату. Территории небольшие, там все на виду: местные чиновники прекрасно осведомлены, кто платит "белую" зарплату, а кто "серую". В том же Тугулыме, например, хорошо организовано взаимодействие местной администрации с налоговой службой. При таком подходе вполне реально увеличить поступления НДФЛ.

РГ: Какие еще стимулы увеличивать доходы есть у местных администраций?

Колтонюк: В 2011 году правительство Свердловской области вернулось к практике поощрения муниципальных образований, на территории которых поступления налогов в областной и местный бюджеты возросли по сравнению с прошлым годом. Сумма "призового фонда" пока не очень велика - она составила 200 миллионов рублей и была распределена между 61 муниципалитетом в зависимости от вклада каждого - пропорционально росту налоговых поступлений. Некоторые муниципальные образования получили в итоге весьма существенное поощрение: Качканар - 49,9 миллиона рублей, Верхняя Пышма - 44 миллиона, Каменск-Уральский - 11,1 миллиона. В следующем году мы надеемся  увеличить размер "призового фонда". Конечно, он будет зависеть от возможностей областного бюджета. Но хочу подчеркнуть: и утверждение норматива отчислений НДФЛ, и распределение "призового фонда" позволяют муниципалитетам получать дополнительные доходы. Причем их величина зависит только от усилий местной власти, от ее желания укрепить налогооблагаемую базу, экономические и финансовые возможности территории.