Тема продовольственной безопасности остро зазвучала осенью прошлого года, когда экстремально жаркая погода привела к засухе и неурожаю во многих регионах страны.
Чрезвычайная ситуация наглядно продемонстрировала: без применения современных научных разработок в сельском хозяйстве, без государственного стимулирования такой деятельности есть риск вернуться к карточкам на хлеб. Природа не терпит скупости и застоя. Засуха в науке страшнее засухи на полях.
Каждый выведенный селекционерами сорт - это инновационный прорыв. И становится особенно обидно, когда понимаешь, что этими технологиями в массовом сельхозпроизводстве не только не научились пользоваться, но зачастую просто игнорируют их.
Конечно, на фоне жалоб руководителей хозяйств и чиновников на непредсказуемость погоды парадоксально прозвучало заявление ведущих селекционеров России о том, что засуха - вовсе не катастрофа, и есть земледелие, не подвластное капризам природы. Горячие головы предлагали даже привлекать к персональной ответственности руководителей регионов, не оказывающих поддержку научным центрам и хозяйствам, внедряющим новые сорта.
Но жизненные реалии оказались посильнее оргвыводов. 20 миллиардов рублей вынужден был выделить госбюджет на поддержку хозяйств, пострадавших от засухи. Только Свердловская область потеряла на сгоревших от солнца зерновых 39 миллионов.
Как тут не вспомнить народную мудрость, что скупой платит дважды. Осенью 2009 года правительство Свердловской области отказалось выделять субсидии хозяйствам, приобретающим элитные семена. А также "зарезало" в бюджете 2010 года статью расходов на поддержку Красноуфимского селекционного центра.
За 55 лет работы УралНИИСХоза его специалистами было создано более 100 сор-тов зерновых, зернобобовых, овощных, плодово-ягодных, кормовых культур и картофеля. До 2020 года будет разработано еще 28. На отбор и воспитание каждого нового сорта уходит до десяти лет: необходимо вручную год за годом отбирать лучшие растения, заниматься гибридизацией, исследовать качество каждого зернышка. Потому-то стоимость семян от первого оригинального посева сорта многократно превышает цену даже элитного зерна и доходит до 20 тысяч рублей за тонну. Не всем это по карману. Поэтому так необходима господдержка.
Практикой доказано, что внедрение новых сортов повышает урожайность на 15-30 процентов. А каждый рубль, вложенный в селекцию, приносит государству 30-40 рублей прибыли. Но деньги эти длинные, поэтому практически нет частных инвесторов, готовых вкладывать средства в это направление науки.
В ряде регионов РФ власти уже выделяют дополнительные средства на закупку элитных семян, но это капля в море. Единой политики поддержки аграрной науки в стране пока нет, между тем она жизненно важна в каждом регионе.