15 августа на территории бывшего СССР вспоминают лидера группы "Кино" Виктора Цоя. А в Кызылорде, на родине его предков в Казахстане, музыканту поставят памятник.
Утром 15 августа 1990 года Виктор разбился в автокатастрофе на Рижском взморье. Он ехал на рыбалку, хотел взять сына Сашу, но тот не захотел. Уговаривать было не в привычках Цоя, и он поехал один.
Александру Цою теперь 26, он тоже занимался музыкой, но затем заявил, что "как у отца не получается, а хуже я не хочу", и переключился на компьютеры, создал частную фирму. И, по словам друзей, продолжает себя искать. Они похожи и внешне, да, наверное, и по характерам: Виктор Цой, написав песню, потом долго подбирал к ней аккорды, не спеша и основательно находя самые оптимальные.
Он жил музыкой, существовал в ней постоянно, был человеком неуспокоенным, гораздым до новых идей. Сергей Курехин, который познакомил нас в Питере, потом так объяснял это: "Мне интересно с ним репетировать, поскольку у Виктора есть свое видение музыки, и играть с ним никогда не бывает скучно и пресно. И это именно музыка, рок, а совсем не работа".
То, что памятник поставят не в Москве или Питере, а в Казахстане - тоже во многом благодаря этой неуспокоенности и постоянной тяге Виктора к саморазвитию. В Алма-Ате он жил в 1988 году, во время съемок в "Игле". Ради кино лидер "Кино" даже распускал на время группу, и в 1989 году по итогам проката "Игла" заняла второе место в СССР, сразу после "Интердевочки" Тодоровского.
Так что нельзя представить, как сложилась бы судьба столь разнопланового человека, как Цой (еще и художника-графика), если бы не автокатастрофа.
Установить памятник Цою предложил тоже художник - представитель молодого поколения живописцев Казахстана Рустем Альжанов. Лидера "Кино" отольют в бронзе, он с гитарой будет сидеть в центре города Кызылорда. Именно здесь живут его дальние родственники (дедушка музыканта был сослан из Дальнего Востока, и лишь потом семья перебралась в Питер).
В честь музыканта в Краснодаре и Москве также пройдут рок-фестивали.