Трехнедельный лондонский сезон балета Мариинского театра в разгаре. "Я словно пишу любовное письмо, а не критическую рецензию на спектакль, за которую несу ответственность перед читателями газеты", - признание старейшего английского критика Клемента Криспа пока разделяют практически все его коллеги. Так они приветствуют возвращение Мариинского балета после пятилетней паузы на главную сцену Лондона - в театр Covent Garden и отмечают 50-летие первого визита петербуржцев (тогда под именем Kirov-Ballet) в Англию.
Те легендарные гастроли были первым большим западным турне труппы. Оно стало историческим, потому что тогда прошлое - в лице живших в эмиграции старых артистов Императорских театров - признало продолжателей традиций. Тогда спектакли в Лондоне могли и не состояться: труппа прилетела туда из Парижа, где в аэропорту Ле Бурже Рудольф Нуреев попросил политического убежища, что вызвало грандиозный международный резонанс.
Но именно тогда Мариинский театр завоевал репутацию эталонного интерпретатора классического наследия. Поэтому основу сегодняшнего гастрольного репертуара составляют "Лебединое озеро", "Баядерка" и "Дон Кихот". Все разнообразие петербургской афиши - в программе балетов Фокина, отвечающей за русский модернизм, вечере Баланчина и Роббинса, демонстрирующем освоение западной классики ХХ века, а также одной из последних премьер - "Анне Карениной" Алексея Ратманского.
В спектаклях участвуют почти все петербургские звезды, включая Ульяну Лопаткину и Диану Вишневу. Среди героинь гастролей - прима-балерина труппы Виктория Терешкина, танцующая в Лондоне "Лебединое озеро", "Баядерку", Ballet Imperial, "Шехеразаду", "В ночи". Ее международное признание началось на одних из предыдущих лондонских сезонов Мариинки.
Российская газета: Лондонская публика отличается от петербургской или московской?
Виктория Терешкина: В Петербурге люди хлопают, когда совсем нечто из ряда вон выходящее, любят фуэте - тогда просыпаются. А в Лондоне всегда шквал аплодисментов, там зрители реагируют непосредственно.
РГ: Одним из ваших партнеров в Лондоне стал премьер American Ballet Theatre Дэвид Холберг.
Терешкина: У нас не было возможности репетировать: Дэвид приехал за два дня до спектакля, но в первый вечер я танцевала Ballet Imperial, а за день до "Лебединого озера" я танцевала "В ночи", а Дэвид - "Шотландскую симфонию". Такой получился тяжелый марафон. Дэвиду было в два раза сложнее, так как он был приглашенная звезда, и на него, естественно, были направлены все взгляды. К тому же редакция для него была новой. И он с достоинством провел спектакль. Вы знаете, Дэвид - настоящий принц.
РГ: В Лондоне на днях состоялся необычный для вас дебют в "Шехеразаде".
Терешкина: От этой премьеры я получила ни с чем не сравнимое удовольствие. В этом балете не нужно делать ни пируэтов, ни стоять на пальцах - ты просто наслаждаешься спектаклем, в котором есть и сюжет, и образ. Наш руководитель Юрий Валерьевич Фатеев отговаривал меня: "Вика, "Шехеразаду" ты можешь и на пенсии станцевать!" Но на пенсии спина уже не будет гнуться, я не буду такой молодой. Так что давайте сейчас!