В День независимости Индии 15 августа 1947 году над стенами Красного форта в Дели первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру при огромном скоплении народа поднял трехцветный национальный флаг. С тех пор поднятие флага, проводимое рано утром с 7 до 8 часов, стало основной церемонией, совершаемой по случаю этих торжеств. На этом мероприятии всегда присутствуют руководящие деятели правительства, парламентарии, ветераны национально-освободительной борьбы, члены дипкорпуса, представители общественности. Премьер, как правило, произносит большую речь, а накануне Дня независимости с посланием к гражданам обращается президент.
Церемония поднятия флага проводится в этот день во многих городах, поселках и даже деревнях. Традиционен также ритуал произнесения речей местными политиками. День независимости является одним из трех официальных и нерелигиозных праздников - наряду с Днем Республики (26 января) и Днем рождения Отца нации Махатмы Ганди (2 октября), символизируя стремление демократической общественности Индии к укреплению национального единства, преодолению феодальных пережитков, межрелигиозной разобщенности.
У этого праздника, конечно, большая история. Надо сказать, что Индийский национальный конгресс, приведший страну к освобождению от британского колониального владычества и созданный еще в далеком 1885 году, пережил серьезную эволюцию. Если сначала ИНК ориентировался на британских либералов, в отличие от тори, склонных к проведению некоторых косметических реформ ради смягчения колониального режима, то затем его лидеры взяли курс на самоуправление, а потом и на достижение полной независимости страны.
В 1920-е годы Индийский национальный конгресс взял курс на пропагандировавшееся Махатмой Ганди ненасильственное сопротивление, одним из наиболее ярких моментов которого стал знаменитый "Соляной поход" 1930 года. С 12 марта по 5 апреля Ганди с 79 своими соратниками прошел пешком от города Ахмадабад в Западной Индии до селения Данди на берегу Аравийского моря. В пункте прибытия они демонстративно, в знак нарушения колониальной соляной монополии, три недели выпаривали соль из морской воды. Этот поход, по сути, и положил начало массовой кампании гражданского неповиновения колонизаторам.
Следует сразу прояснить: британцы не имели прямой власти над всей территорией своей самой большой колонии: существовали провинции, управлявшиеся непосредственно британскими чиновниками и княжества, где им приходилось бесконечно договариваться о разделе полномочий с местными феодалами. Колониальная администрация состояла из государственного секретаря по делам Индии (Secretary of State for India), индийской администрации (India Office), генерал-губернатора (он же вице-король - Governor General or Viceroy of India ) и индийской гражданской службы (Indian Civil Service). Ко времени достижения независимости, помимо ИНК, зарегистрированными политическими партиями считались Всеиндийская мусульманская лига, Коммунистическая партия Индии, Хинду Махасабха (радикальные индуисты), Хаксар Техрик (исламские радикалы) и Юнионистская мусульманская лига (последняя действовала главным образом в Пенджабе).
Всеиндийская мусульманская лига во главе с Мухаммедом Али Джинной стала основным политическим соперником ИНК. Ее идеологи придерживались так называемой теории двух наций, считая, что мусульмане и индусы вполне могут именоваться "нациями" с учетом разного культурно-исторического наследия. И если поначалу Лига не выступала за распад единой Индии, то со временем ее лидеры заметно радикализировались. Светский ИНК, в свою очередь, до 1946 отрицал саму возможность такого развития событий.
Заметим, что деление людей по религиозному признаку было одним из наиболее действенных инструментов британского колониального управления. "Разделяй и властвуй". К примеру, выборы в законодательные органы Индии в 1930-40-е годы проводились по куриям, образованным именно в зависимости от конфессиональной принадлежности. Характерна история с попыткой сформировать специальный Исполнительный совет из индийских политических активистов, который бы работал при вице-короле. Тем самым британцы хотели вроде бы снизить накал антиколониальной борьбы. Однако их предложения предусматривали, что места в Совете резервируются не за политическими партиями, а за религиозными общинами. Это было неприемлемо как для ИНК, так и для Мусульманской лиги. Национальный конгресс рассматривал себя не как индусскую, а как общеиндийскую светскую организацию. Мусульманская лига напротив, претендовала на исключительное политическое представительство индийских мусульман и не могла пойти на то, чтобы в состав Совета вошли мусульмане-конгрессисты. Кроме того, предполагалось, что Исполнительный совет будет ответствен лишь перед английской короной и парламентом, и это тоже никого не устроило.
Сама ВИМЛ уже в 1940 году открыто поставила вопрос о создании в будущем отдельного государства индийских мусульман - причем речь шла поначалу даже о двух исламских государствах. Конкретные территориальные требования появятся позже, и именно эти претензии станут основным предметом споров между мусульманами и индусами в течение следующих семи лет. Хотя изначально ни одна мусульманская партия, как и индусские группировки не желали раздела страны. Этого хотел прежде всего Лондон, пугая, что в ином случае страну охватит волна насилия и погромов. Но как раз идеолог сатьяграхи - философии ненасильственный борьбы Махатма Ганди - полагал иначе, именно во избежание кровопролития призывая спасти единство страны. Его собственная трагическая судьба - 30 января 1948 года он был убит радикальным индуистом - стала печальным тому доказательством.
Однако последний вице-король Индии лорд и адмирал Луис Маунтбеттен, занявший этот пост в апреле 1947 года - при лейбористском правительстве Клемента Эттли и пользовавшийся особый доверием последнего, уже в июле выдвинул свой план скорейшего раздела Индии на два доминиона. Первоначально планировалось отложить это дело до 1948 года. Забегая вперед, заметим, что через несколько лет оба доминиона - Индия в 1950, а Пакистан в 1956 году - отказались от своего "почетного" статуса, провозгласив себя республиками.
Территории, населенные преимущественно мусульманами, по плану Маунтбеттена отходили к Пакистану. Британская Индия состояла тогда из 601 княжества, среди которых были как огромные по территории и населению, такие, как Хайдарабад, так и совсем крохотные. Каждому из князей предстояло решить - какому из государств отдать предпочтение, а в спорных случаях волю народа должен был определять референдум.
Как и предвидел Ганди, предоставление независимости Британской Индии в ночь с 14 на 15 августа 1947 года и раздел страны сопровождались волной насилия на религиозной и этнической почве. Число погибших за несколько недель достигло нескольких сотен тысяч человек. Число беженцев составило не менее 15 миллионов.
Два новых государства юридически возникли в полночь 15 августа 1947. Церемония передачи власти была проведена днем раньше в Карачи, который в то время стал столицей новообразованного доминиона Пакистан, благодаря чему британский вице-король Маунтбеттен поприсутствовал на церемониях в обеих столицах. Кроме того, образование Пакистана не должно было выглядеть как его отделение от суверенной Индии. Поэтому Пакистан празднует день независимости 14 августа, а Индия - 15 августа. Есть и чисто технический момент - пакистанское время отстоит от индийского на 30 минут, поэтому в момент подписания акта в Пакистане еще было 14 августа, а в Индии - уже 15 августа.
Границу между Индией и Пакистаном определили на основании отчета британской правительственной комиссии. Первоначально она называлась "линией Рэдклиффа" (по имени британского юриста Сирила Рэдклиффа). Пакистан первоначально возник как два не соединенных друг с другом анклава - Западный Пакистан (ныне собственно Пакистан) и Восточный Пакистан (впоследствии ставшим самостоятельным государством Бангладеш), между которыми лежала Индия.
После разделения Пакистан стал новым членом ООН. А вот тогдашний Индийский союз принял название Индия, что автоматически дало ему право унаследовать в Организации Объединенных Наций место Британской Индии (являвшейся членом ООН с 1945 года) и стать ее правопреемником.