Новости

12.08.2011 00:40
Рубрика: Экономика

Без прямого вмешательства

Саморегулирование ведет к балансу частных и публичных интересов
Текст: Антон Мороз (председатель совета СРО НП "Балтийское объединение проектировщиков")

Наличие институтов саморегулирования является одним из существенных признаков гражданского общества. Система саморегулирования позволяет реализовывать корпоративные профессиональные интересы без прямого административного вмешательства со стороны государства, а соответственно ведет к установлению баланса частных и публичных интересов в той или иной сфере. Тенденция к объединению представителей различных отраслей экономики в саморегулируемые организации, наметившаяся в последние годы, стала важным этапом в формировании структуры независимых общественных институтов и цивилизованных отношений между ними и государством.

В области современного строительства существует большое количество интересов, которые зачастую противоречат друг другу и создают тем самым плюрализм подходов при решении существующих проблем. Это и городское строительное планирование, и осуществление жилищной политики, охрана памятников архитектуры и исторического наследия, социальное и экономическое развитие, экологическая и техническая безопасность и т.д.

Саморегулируемые организации, объединяющие субъектов строительной деятельности, вот уже почти два года активно действующие в России, являются своего рода средством, позволяющим представителям строительного сообщества самим согласовывать свои интересы и самостоятельно нивелировать возникающие между ними противоречия. Деятельность строительных СРО направлена, прежде всего, на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, объектам культурного наследия, памятникам истории и культуры вследствие некачественного проведения строительных работ, подготовки проектной или инженерно-изыскательской документации. При этом на саморегулируемые организации возложены контрольные функции, что предполагает применение соответствующих дисциплинарных мер.

На настоящий момент очевиден позитивный результат большой работы по становлению системы саморегулирования в строительной сфере. Приняты законодательные основы, сформированы и осуществляют свои функции строительные саморегулируемые организации на территории всей России. Для взаимодействия с саморегулируемыми организациями в сфере строительства, а также с целью выработки рекомендаций учета интересов таких организаций сегодня на региональном уровне создаются и действуют соответствующие общественные координационные советы. Единственным серьезным фактором, препятствующим более динамичному развитию в данном направлении, является наличие так называемых "коммерческих" саморегулируемых организаций.

Организации, осуществляющие выдачу свидетельств о допуске к работам, преследуя лишь цель сбора средств в виде взносов от строительных компаний, дискредитируют саму идею создания СРО в градостроительной сфере. Поэтому государственное участие в разрешении этой проблемы представляется просто необходимым.

Формирующиеся сегодня в строительной сфере институты саморегулирования не должны рассматриваться исключительно как инструментарий корпоративного контроля с делегированными государством правомочиями по осуществлению надзорной деятельности.

Наряду с субсидиарной ответственностью по обязательствам своих членов, саморегулируемые организации предоставляют еще и реальную возможность для профессионального сообщества выражать свои интересы. Как институт гражданского общества, саморегулируемая организация дает дополнительные гарантии правовой защищенности субъектам градостроительной деятельности, предоставляет дополнительные возможности при взаимодействии с государственными институтами. В частности, она представляет интересы членов организации в их отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления. Саморегулируемая организация от своего имени может оспаривать любые акты, решения, действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы членов саморегулируемой организации. От своего имени и в интересах своих членов, саморегулируемая организация вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемых организаций.

Саморегулирование как институт экономических отношений, зародившийся в Европе около ста лет назад, имеет в России довольно короткую биографию. Однако если смотреть на западный опыт, то большинство сфер экономики эффективнее функционируют именно в условиях саморегулирования. Распространение этого института в различных отраслях отечественной экономики может дать дополнительный импульс ее развитию и ускорить темпы модернизации. Необходимо в кратчайшее время преодолеть сомнения скептиков, воспринимающих саморегулирование лишь как недоразумение у строителей.

СРО могут и должны выступать в качестве эффективного средства взаимодействия государства и общественных институтов. И сегодня в России все основные предпосылки для такого сбалансированного взаимодействия.

Экономика Бизнес Экономика Недвижимость Инфраструктура Саморегулируемые организации