Юрий Богомолов: Стенания об испорченности вкусов нашего кинозрителя не так уж и основательны

Если судить по основному конкурсу, то "прогноз на завтра", под девизом которого проходил фестиваль, не шибко обнадеживающий.

Самое верное тому свидетельство то, что жюри, возглавляемое известным режиссером и оператором Михаилом Аграновичем, присудило главный приз не фильму, а киноактеру.

Обладатель Гран-при фестиваля Петр Зайченко, представленный в Выборге работами в фильмах "Сибирь. Mon Amour" (главная роль) и "Дом" (эпизод), актер - замечательный. Но что-то не припомнится ни одного случая, чтобы какой-либо фестиваль отдавал свою главную награду не фильму, а актеру. Не было такого и в 19-летней практике Выборгского фестиваля. Теперь это станет прецедентом. И не от хорошей жизни, как я понимаю.

Остальные награды носили статус спецпризов с отчетливым оттенком снисходительности со стороны жюри, которое оказалось в ситуации, обыкновенно характеризуемой как "безрыбье".

Первым из спецнаград удостоен фильм "Четыре дня в мае" немецкого режиссера Ахима фон Борриса (копродукция России, Германии и Украины) "за смелость и гуманизм", с формулировкой, несколько напоминающей девиз ММКФ советской поры. Хотя именно в советскую пору появись фильм, где бы группа советских солдат ценою своих жизней защитила немецкую девушку от изнасилования пьяным советским офицером в последний день войны, был бы заклеймен как жуткая антисоветчина и уличен в абстрактном гуманизме.

Еще один специальный приз жюри - на этот раз за режиссуру - достался Славе Россу за фильм "Сибирь. Mon Amour". Опять же очень достойная в профессиональном отношении работа. Опять же вполне гуманистический фильм, повествующий о негаснущей душевности в человеке, несмотря на волчьи законы обитания в сибирской тайге. И все равно даже круто заваренный коктейль из жестокости и сентиментальности не дает того, что можно было бы назвать художественным прозрением, художническим откровением.

Совсем уж спорным выглядит третий спецприз, коим был отмечен фильм режиссера Олега Погодина "Дом".

С этой картиной сведущие наблюдатели связывали особые надежды как на бесспорного кандидата в победители конкурса. Замысел фильма и вправду кажется недюжинным. Большая семья от прадедов до правнуков, живущая посреди широкой степи в доме, хоть и деревянном, но достаточно прочном. Впрочем, сразу видно, что он уже обречен. Волевой мощи главы семейства (великий и несравненный артист Богдан Ступка) уже не хватит, чтобы устоять перед напором внутренних драм и внешних угроз. Все кончится апокалипсисом районного значения с намеком на крушение страны. Так оно и происходит.

Беда, однако, в том, что в этом апокалипсисе на экране столько искусственности, заданности и предрешенности, что под занавес фильма трагическая история воспринимается как пародия на самое себя.

Может быть, поэтому смущенное таким перепадом жюри не сочло возможным отдать фильму более статусную награду и ограничилось третьим спецпризом с насмешливой формулировкой: "Сценаристу и режиссеру Олегу Погодину за владение кинематографическими профессиями".

Приходится сожалеть, что обойденным вниманием жюри оказался нестандартный по замыслу и исполнению фильм "Борис Годунов" Владимира Мирзоева, который, к слову сказать, тоже неплохо владеет несколькими профессиями.

Наконец, в конкурсной программе был фильм, который соответствовал девизу фестиваля в достаточно полной мере. Это - "Бездельники" Андрея Зайцева. О нем я коротко написал в своей первой заметке. Интересная работа молодого режиссера, слава богу, не осталась совсем незамеченной; она получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Что касается другого фирменного конкурса "Выборгский счет", то здесь "Прогноз на завтра" представляется достаточно оптимистическим. Тут зрители могли увидеть несколько впечатляющих картин: это и "Елена" Андрея Звягинцева, и "Охотник" Бакура Бакурадзе, и "Шапито-шоу Сергея Лобана, и "Упражнения в прекрасном" Виктора Шамирова, и "Два дня" Авдотьи Смирновой.

Последний фильм оказался обладателем "золотой ладьи" - главной награды в конкурсе "Выборгский счет". Напомню: победителя в состязании определяет не жюри, составленное из квалифицированных экспертов; определяют все участники, гости и зрители фестиваля. Понятно, что в такой судейской коллегии доминирует голос публики. Публики в Выборге достаточно демократичной и вместе с тем - привередливой, в чем можно было убедиться на заключительном просмотре фестиваля.

Показывался фильм Андрея Смирнова "Жила-была одна баба". Это два с половиной часа напряженного повествования о судьбе простой тамбовской крестьянки в пору гражданской войны. Это два с половиной часа повествования о трагической судьбе языческо-христианской Руси, изнасилованной неоязыческим большевизмом.

Аншлаг в Выборг-паласе был такой, какого, говорят старожилы, за всю свою 19-летнюю историю фестиваль не знал.

Тишина стояла мертвая.

Возможно, стенания многих мастеров об испорченности вкусов нашего зрителя голливудским кинематографом не так уж и основательны. "Прогноз погоды" после премьерного показа в Выборге картины Андрея Смирнова выглядит более чем оптимистическим и в отношении российского кино, и в отношении российского зрителя.

На церемонии закрытия фестиваля фильм "Жила-была одна баба" не остался без награды: он получил приз президента фестиваля.

интервью

Петр Зайченко: Молодых режиссеров дисциплинирует финансовая проблема