Паника на мировых рынках не повлияет на планы долгосрочной долговой политики России по покрытию дефицита бюджета. Об этом твердо заявил журналистам заместитель министра финансов Сергей Сторчак, комментируя итоги заседания президиума правительства, на котором он представил доклад минфина по заимствованиям страны на 2012-2014 год.
Предлагается занимать на внутренних и внешних рынках по два триллиона рублей в год для покрытия дефицита бюджета (в 2014 году эти займы составят 6 триллионов рублей). Долговая госпрограмма будет представлена правительству только после принятого осенью 2011 года федерального бюджета, то есть к концу года.
Вопросы вызвал предложенный "потолок" долговой нагрузки страны в 25 процентов ВВП. Главе правительства он показался слишком высоким.
Между тем замминистра пояснил, что на 2012-2014 годы заимствования России соответственно запланированы по отношению к ВВП с долговым "потолком" в 14, 16 и 17 процентов. "Долговой "порог" в 25 процентов - это некий предел риска, который государство, занимая в долг, уже переходить не вправе", пояснил Сторчак. Это, по его словам, очень консервативная цифра по сравнению с другими странами, где долги в соотношении с ВВП достигают и 60, и 70 процентов.
Но председателя правительства, по словам Сторчака, "по-настоящему "задело", что нынешние 10 процентов долговой нагрузки минфин предлагает увеличить до 25 процентов. Замминистра считает, что если в начале 2000-х годов внешний долг не давал развиваться, затруднял диалог с зарубежными партнерами, то сегодня ситуация иная. "Создан запас прочности, и сейчас займы можно использовать как трамплин для решения экономического и социального развития страны, стимулирования структурной перестройки, - подчеркнул Сторчак. - Потому мы рекомендуем правительству идти на осознанный риск". Однако такая трактовка премьера не убедила: для однобокой экономики, зависящей от сырьевых рынков, "потолок" госдолга в 25 процентов - очень напряженная величина.
Какой размер долга будет внесен в итоговый документ, покажет время. Все будет зависеть от сдерживания или наращивания госрасходов, а в перспективе дефицитного или бездефицитного бюджета. "Если к 2015 году бюджет будет исполняться без дефицита, то мы откажемся от массированных займов", - считает Сторчак. Ведомство выступает за модернизацию заемной политики. И премьер, по мнению замминистра, поддержал минфин в том, что роль госгарантий после 2008 года "взлетела" слишком сильно. "Зачем напрягаться, если можно дать кредит под любой проект. Вот самые уязвимые стороны проблемы госгарантии", - заключил Сергей Сторчак.
Проекты, под которые дается госгарантия, не должны рассматриваться как манна небесная, а в случае их провала, возмещение убытков заемщиком должно стать неизбежным. На таком жестком подходе настаивают в минфине, предлагая ориентироваться на выпуск облигаций федерального займа. В основном механизм ориентирован для инвесторов на внутреннем рынке. Но для этого нужно найти тех, кто консервативен и готов давать деньги на долго. Таких пока в России крайне мало. И ведомстве делают ставку на иностранцев - пенсионные фонды, страховые, инвестиционные компании. Приход длинных денег в Россию невозможен без модернизации рынка ценных бумаг, отметил директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов минфина Константин Вышковский. Условия для них должны быть удобными, привычными и комфортными. В этом поможет создание Международного финансового центра в Москве. По словам Вышинского, интерес к российским госбумагам уже продемонстрировал выпуск рублевых евробандов. По ним Россия получила 50 миллиардов рублей. Инвесторы, по его мнению, готовы к рублевым рискам, но отнюдь не к инфраструктурным.
Тем временем
Законопроект о российском финансовом агентстве (РФА) будет внесен в Госдуму этой осенью. По словам Сергея Сторчака, минфин особо заострил внимание правительства на необходимости создания этого агентства, политическое решение о котором было принято еще до 2008 года. Однако эффективное управление госдолгом и суверенными фондами требует создания РФА.