Не так давно арбитражный суд кассационной инстанции вынес знаковые постановления, которые могут иметь прецедентное значение для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг общественного питания.
Оба судебных акта кассационной инстанции были приняты по спорам с компаниями, входящими в одну из крупнейших сетей быстрого питания, и имеют схожую мотивировку. Суть спора заключалась в применении компаниями пониженной ставки НДС в размере 10% в рамках осуществления своей основной деятельности - оказания услуг быстрого питания (фастфуд).
По общему правилу, реализация товаров, работ и услуг облагается НДС по ставке 18%. При этом к отдельным категориям товаров (работ, услуг), указанным в п.п. 1 и 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ, применяются особые, пониженные налоговые ставки в размере соответственно 0% и 10%.
Налогообложение по ставке 10% применяется в том числе при реализации продовольственных товаров (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, хлеба и хлебобулочных изделий, море- и рыбопродуктов, продуктов детского и диабетического питания) и реализации различных товаров для детей (в частности детских игрушек).
При оказании услуг быстрого питания по некоторым видам товаров компании применяли ставку НДС 10%, мотивируя это тем, что указанные товары подпадают под категорию продовольственных, с чем не согласились налоговые инспекции, поскольку, по их мнению, компании оказывают услуги быстрого питания, а не реализуют продовольственные товары, в силу чего их деятельность подлежит налогообложению по стандартной ставке 18%, в результате чего налоговые органы приняли решение о начислении сумм НДС. Компании, не согласившись с решениями налоговых органов, оспорили указанные акты в арбитражном суде.
Основным доводом налоговых органов в обоих случаях являлся довод о том, что розничные продажи компании следует рассматривать как реализацию услуг общественного питания. Налоговые органы ссылались также на отраслевую принадлежность компаний к предприятиям общественного питания быстрого обслуживания (ресторанам, кафе) согласно критериям, указанным в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" (Постановление Госстандарта РФ от 21 февраля 1994 г. N 35), а также отмечали, что реализуемые компаниями продовольственные товары подвергались кулинарной обработке.
Необходимо отметить, что в п. 2 ст. 164 НК РФ речь действительно идет о реализации продовольственных товаров, а не об оказании услуг общественного питания. Однако с этим не согласились суды и отказали налоговым органам в доначислении соответствующих сумм НДС.
Суды посчитали, что деятельность компаний, связанная с реализацией молочных коктейлей, молочного мороженого, масла сливочного, молока, крыльев куриных, котлет куриных, соков для детского питания, йогуртов и пирожков с начинкой, является реализацией продовольственных товаров и подлежит налогообложению по ставке 10%. Аналогичный вывод был сделан и в отношении продажи детских игрушек, признанной судами в качестве операции по реализации товаров для детей.
Суды указали, что рассматриваемые виды деятельности соответствуют критериям реализации товаров, указанным в части первой НК РФ. Так, п. 3 ст. 38 НК РФ признает товаром для налоговых целей любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ под реализацией понимается передача прав собственности на имущество. К тому же возможность признания имущества товаром не поставлена НК РФ в зависимость от способа возникновения прав собственности на такой товар (производство нового товара или его приобретение у третьих лиц с целью последующей перепродажи).
Дополнительно необходимо отметить, что под услугой для целей налогообложения понимается деятельность, не имеющая материального результата и потребляемая в процессе ее оказания (п. 5 ст. 38 НК РФ), тогда как реализуемая продукция имеет материальное выражение и является имуществом, право собственности на которое переходит от продавца к покупателю.
Таким образом, суды сделали вывод о том, что компании в рамках своей деятельности по оказанию услуг общественного питания фактически осуществляют реализацию продовольственных товаров. При этом кулинарная обработка реализуемых продуктов сама по себе не влияет, по мнению судов, на налоговую квалификацию указанных продуктов и операций с ними, поскольку представляет собой финальный этап производства данных продуктов.
В связи с вышеизложенным следует отметить, что указанные доводы позволяют и другим предприятиям общественного питания облагать продовольственные товары по ставке НДС 10%, в том числе ресторанам, кафе, закусочным. Однако надо быть готовым к тому, что налоговые органы, скорее всего, будут оспаривать обоснованность применения указанной ставки, что неминуемо приведет к передаче дела на рассмотрение суда.
При обращении налогоплательщиков в суд необходимо иметь в виду, что суды при вынесении решений не могут основываться на решениях судов по ранее рассмотренным делам, что, однако, не лишает налогоплательщиков права использовать в обоснование применения пониженной ставки НДС аргументы, аналогичные указанным выше, и доказывать свое право признаваться "магазином" общественного питания в налоговых целях.