Россельхознадзор может взять на себя контроль за качеством зерна

Заявление президента России месячной давности о возможном возрождении Государственной хлебной инспекции (ГХИ) породило конкуренцию на рынке оценщиков качества зерна. Пару недель назад президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский говорил, что выполнять эти функции может негосударственная структура. А вчера замруководителя Россельхознадзора Алексей Саурин заявил, что контролировать качество зерна может и его ведомство.

Эти дискуссии вокруг передачи полномочий вполне понятны. Бизнес-структуры заинтересованы в получении функций оценки, потому что, во-первых, это избавит их от государственного контроля, во-вторых, позволит получить немалый доход.

Как пояснил "РГ" директор Федерального центра оценки качества зерна и продуктов его переработки Александр Хатунцов, сейчас, чтобы получить сертификат, например, на продовольственную пшеницу, которая идет на экспорт, надо в среднем заплатить 1500 рублей за пробу (стоимость сертификации не превышает 0,3 процента от цены за 1 тонну зерна). Однако если этим, как и раньше, будет заниматься госструктура, вырученные деньги будут направляться на развитие системы оценки, а не оставаться в частных руках. По словам Хатунцова, средства, которые Центр оценки качества получает за экспертизу и выдачу сертификатов, направляются не в банки, а в государственную казну и затем идут на укрепление специализированных лабораторий, подготовку специалистов. В пример Хатунцов привел Америку и Канаду - лидеров по экспорту зерна. В этих странах оценкой качества экспортируемого зерна занимаются исключительно государственные органы, причем уже в течение 100 лет. Кстати, в той же Канаде доля государственных средств, выделяемых на содержание лабораторий, в последние годы увеличена с 40 до 65 процентов. Государственная хлебная инспекция России, которая была упразднена в 2004 году, тоже на 40 процентов финансировалась из федерального бюджета.

В России пока нет системы комплексной оценки качества зерна

Сейчас, в условиях укрепления позиций России на мировом рынке зерна и с учетом ее экспортного потенциала в 2011 году в 20 миллионов тонн, а в перспективе и 40 миллионов до 2020 года, встает вопрос о том, кто будет заниматься комплексной оценкой качества зерна. Тем более что, по данным Россельхознадзора, с момента ликвидации ГХИ, доля некачественного зерна в общем урожае увеличилась с 1 до 14 процентов. "После ликвидации инспекции полномочия по контролю качества зерна никому в полном объеме не были переданы, и сейчас, по сути, качество зерна никто не контролирует", - сообщил на пресс-конференции заместитель руководителя Россельхознадзора Алексей Саурин.

По его мнению, функции ГХИ, касающиеся контроля производства, хранения и переработки зерна, могло бы взять на себя представляемое им ведомство. "Наши лаборатории - одни из лучших в мире, их 36, они покрывают всю Россию. Никаких дополнительных ресурсов для выполнения функций контроля не потребуется. Надо только передать полномочия", - сообщил он журналистам на пресс-конференции.

Актуальность этим разговорам придает еще и тот факт, что в конце октября из-за смены правового поля прекращаются полномочия Федерального центра оценки качества зерна и продуктов его переработки. "Если до этого срока никаких решений по передаче полномочий не будет, то контроль за качеством зерна в стране будет отсутствовать практически полностью", - поделился опасениями пресс-секретарь Россельхознадзора Алексей Алексеенко. Он также напомнил, что ГХИ в свое время выполняла функции арбитра в спорах о качестве. А сейчас владельцы элеваторов нередко занижают сортность зерна для получения своей выгоды. В условиях отсутствия ГХИ арбитром в таких ситуациях не раз выступал подведомственный Россельхознадзору Центр оценки качества. Это позволяло сберечь сельхозпроизводителям, сдающим зерно на хранение, от 1 до 3 миллионов рублей за партию.