Во Владимирской области будут развивать червячный бизнес

Одно из предприятий Владимирской области делает деньги из... навоза, выращивает и продает червей, а также реализует биогумус - переработанные ими отходы. Корреспондент "РГ" изучила особенности необычного бизнеса. 

В сопровождении специалистов компании отправляюсь на червячную, или, как ее называют по-научному, вермиферму в поселке Новый Ковровского района. Воображение рисует картину из фильма ужасов: помещение кишит огромными, толстыми червями. На деле все оказалось проще. Вермиферма представляет собой обычный ангар, внутри слабо освещенный лампами дневного света. Здесь не самый приятный запах, веет навозом, а на бетонном полу уложены ровные грядки земли в форме трапеций.

Никаких червей на поверхности я сначала не заметила. Как выяснилось, они реагируют на свет и любые звуки в помещении, безошибочно определяют присутствие человека и прячутся в глубине навозной кучи. Присмотревшись к грядам внимательнее, обнаруживаю, что одна их часть - это навоз, а другая - вещество, похожее на землю, посыпанное сверху тонким слоем опилок.

- Это технология активной гряды, - поясняет директор агрофермы Андрей Ерохин. - Мы кладем навоз, который черви перерабатывают в биогумус. Затем этот слой аккуратно срезают и снова добавляют навоз. И получается, черви все время двигаются в сторону еды вместе с активной грядой. А опилки, которые вы видите на поверхности, подкладывают в коровники - черви их не перерабатывают, а "выбрасывают" на поверхность.

Важный нюанс - сезонный характер сбыта. Биогумус чаще покупают весной, когда идет подкормка растений

Удивительно, но факт: червей называют домашними животными. Их кормят и поят, при этом они не расползаются, а живут в отведенном для них месте. Ухаживают за "поголовьем" технологи, которые насыпают навоз, срезают и складывают в мешки конечный продукт. Температура в помещении должна быть на уровне 18-20 градусов по Цельсию. Гряды поливают водой комнатной температуры с помощью леек, причем летом это приходится делать каждый день.

За условиями в червятнике наблюдает биотехнолог, отслеживает основные параметры: температуру, влажность и так далее. Раз в неделю несколько десятков червей забирают в лабораторию.

- Исследования позволяют отслеживать состояние популяции червей, чтобы в дальнейшем регулировать их жизнеспособность и численность, - поясняет заведующая Центром экоконтроля Екатерина Воробьева.

С одного килограмма червей, как поясняют специалисты, за год можно вырастить полторы тонны червячной массы. Но это гипотетически. На практике способность червей размножаться ограничивается площадью, и с одного квадратного метра можно получить не более десяти килограммов биомассы.

- После дефолта в 1998 году мы стали искать вариант бизнеса, который бы отличался наибольшей устойчивостью, имел бы экспортную составляющую и высокую добавленную стоимость на сырье, - вспоминает гендиректор предприятия Сергей Конин. - И вот на осенней выставке сельского хозяйства наши сотрудники увидели, как народ в ажиотаже разбирает какой-то продукт. Это был биогумус-сырец, то есть практически необработанный, с большой влажностью. Родоначальником технологии оказался наш владимирский ученый, доктор медицинских наук Анатолий Михайлович Игонин.

По словам Сергея Конина, ученого удалось убедить в серьезности намерений компании, купить у него патент и привлечь в качестве научного консультанта в созданный индустриальный парк. Сегодняшний червь-старатель, или червь-навозник, - это тоже плод научных экспериментов Анатолия Игонина. Он получился методом скрещивания червя, взятого из почвы в поселке Боголюбово, и высокогорного навозника, привезенного из Бишкека. Такой червь отличается стрессоустойчивостью, легко переносит температурные перепады, неприхотлив.

Первое время червей выращивали в деревянных ящиках - контейнерах. Но потом Анатолий Игонин разработал концепцию активной гряды. Она позволяет более эффективно использовать рабочие площади, от которых напрямую зависит экономический результат. Есть еще один важный момент. Около двух процентов червей склонны к миграции, и пока они жили в контейнерах, небольшая их часть погибала на голом полу, не добравшись до другого пристанища. В случае технологии активной гряды черви могут свободно перемещаться из одной кучи навоза в другую.

- Самое удивительное, что в этой технологии нет рисков, - говорит Сергей Конин. - Черви - это идеальные сельскохозяйственные животные, они не болеют, не переносят заболеваний человека или других организмов, не гибнут массово по этой причине.

В то же время вложения в бизнес требуются минимальные: на обслуживание хозяйственных помещений, зарплату персонала и приобретение перерабатываемого продукта, то есть навоз, который стоит в среднем 200 рублей за тонну.

Но есть важные нюансы. Во-первых, это сезонный характер сбыта. Биогумус покупают в основном весной, когда идет подкормка растений. Во-вторых, очень немногие хозяйства и фермеры заинтересованы в экологически чистых продуктах, поскольку химикаты дешевле.

Впрочем, червей охотно берут фирмы, торгующие товарами для рыболовов. Их затем продают в баночках в виде шариков глины, в которые закатаны измельченные частицы червей. Кстати, живой товар поставляют в деревянных контейнерах с землей, покрытых сетками. Без почвы на солнце червь практически сразу погибает.

По словам Сергея Конина, у этого направления есть перспективы. В Китае, например, из червей делают лекарства. У нас же червячный бизнес пока не поставлен на широкую ногу, хотя в этой нише в России работает уже около 500 фирм