16.08.2011 09:00
    Поделиться

    Смоленским изобретателям не хватает умения продвигать разработки на рынок

    На выставке инновационных проектов Смоленской области были представлены несколько уникальных разработок, которые пока не находят применения на практике. Корреспондент "РГ" изучил предложение научно-производственной сферы региона и попытался найти причины отсутствия спроса. 

    Площадь помещения, где расположилась выставка, оказалась меньше конференц-зала, в котором чиновники, руководители областной Торгово-промышленной палаты, представители промышленности и науки впоследствии собрались поделиться мыслями о перспективах модернизации региона. И в этом ничего удивительного: в мероприятии со столь громким названием приняли участие всего 12 предприятий и организаций, включая два вуза. Флагманы местной индустрии выставку проигнорировали. Одни заявили, что у них инноваций "куры не клюют", но все они предназначены для оборонного комплекса и строго-настрого засекречены, другие просто не придумали, что бы такое показать.

    Еще более странным показалось поведение нескольких участников, которые свои ноу-хау продемонстрировали, но представителя на открытие выставки не прислали, потеряв возможность рассказать о себе первому заместителю губернатора Михаилу Куркову. Тот, человек в регионе новый, с большим интересом знакомился с разработчиками новых технологий и настойчиво интересовался, чем могла бы помочь им администрация. В ответ звучало разное. Большинство участников охотно заручились поддержкой чиновника, возможно, надеясь наладить с его помощью плодотворные контакты для продвижения своих разработок. Но нашелся в среде смоленских инноваторов и такой, кто холодно отверг руку помощи - дескать, спасибо, конечно, но нам и без вас хорошо.

    Разработки на выставке были представлены разные, но некоторые из них показались, скажем так, неуместными. Например, проект мусоросортировочной станции много лет назад был успешно реализован не только в Смоленске (дело, правда, ограничилось пилотным вариантом), но и в столице. И при всей актуальности проблемы вывоза твердых бытовых отходов вряд ли его стоило называть инновационным. Несколько участников представили чужие разработки: мол, есть гениальное ноу-хау, давно применяемое в Германии (Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже), и мы готовы внедрять его в своем регионе. Третьи, как показалось, были приглашены на выставку потому, что освоили современное оборудование и занимаются, к примеру, очень тонкой работой - изготовлением металлических форм для пластиковых бутылок. То есть для Смоленщины такое производство, конечно, в новинку, и можно гордиться тем, что нашим землякам удалось его наладить. Но инновационного в нем, при всем уважении к продвинутой компании, маловато.

    Тем не менее научно-исследовательский потенциал у области есть. Интересные разработки в сфере беспроводной связи, высокоскоростной передачи данных и медицины представила на выставке военная академия войсковой противовоздушной обороны. В вузе, который в рамках военной реформы недавно чуть было не прекратил существования, действует мощный инженерный центр, и его специалистам есть что предложить гражданским властям, МЧС и промышленным предприятиям.

    Неожиданным показалось наличие на Смоленщине производства комплексного магниевого удобрения, идеального для промышленного садоводства. Его основа - природный минерал брусит, добываемый только на Дальнем Востоке, а предприятие создано в Вязьме, чтобы быть ближе к потребителям.

    В мире пока нет аналогов у разработанного небольшим смоленским предприятием устройства поиска коротких замыканий на воздушных линиях с изолированными и неизолированными проводами. Сейчас на их поиск у обслуживающего персонала сетевых компаний уходит от трех до пяти дней.

    А другая научно-производственная фирма продемонстрировала на выставке уникальный источник питания, который можно использовать, например, для того, чтобы подзарядить мобильный телефон в лесу. Самое удивительное, что этот прибор благодаря какой-то удивительной химической реакции сам восстанавливает заряд и может использоваться снова и снова - в течение двух лет! Это настоящее ноу-хау - в том смысле, что сфера применения изобретения пока просто не определена и зарядка мобильников - лишь простейший пример, своего рода light-версия для журналистов и чиновников.

    Фаворитом выставки стал странной формы вентилятор, создающий поток воздуха буквально из ничего и позволяющий за счет отсутствия лопастей сэкономить до 40 процентов электроэнергии по сравнению с привычными моделями. Как он работает, непонятно. Директор компании Андрей Сорокин отказался объяснить принцип действия удивительного устройства (это был как раз тот случай, когда смоленское предприятие пытается продвинуть ноу-хау партнера). Зато он рассказал о судьбе изобретений на Смоленщине.

    - Вот светодиодный светильник для освещения улиц, - показал он корреспонденту "РГ". - Его мощность соответствует 250-ваттной лампе накаливания, при этом он потребляет только 64 ватта. Представляете, какая будет экономия, если использовать такие светильники для уличного освещения по всему городу? Он соответствует ГОСТам, СНиПам, мы предлагаем его уже два года, но большая часть потенциальных потребителей предпочитает покупать то, что дешевле. Мы могли бы уменьшить стоимость, если бы светодиоды производили в России. Но их нет, и мы ставим немецкие, что делает конечный продукт дороже. А ведь этот светильник можно было бы полностью производить в Смоленской области - начиная от разработки самих кристаллов и заканчивая промышленным производством корпуса. При этом работой были бы загружены несколько предприятий.

    Судя по словам Андрея Сорокина, в реальном внедрении инновационных технологий сейчас в действительности мало кто заинтересован. Муниципалитету вроде бы интересно сэкономить бюджетные средства, но компания, которая выполняет заказ по освещению улиц, всячески противится внедрению экономичных светильников, поскольку это приведет к сокращению объемов ее работы и, следовательно, доходов. Кроме того, дело изобретателя - предложить ноу-хау, но идею нужно еще и воплотить. Предприятий, готовых этим заняться, тоже нет - затраты на налаживание производства небольшой партии продукции, которая то ли найдет сбыт, то ли нет, велики, а отдачи может и не быть. Зачем рисковать? На рекламу изобретения денег нет, и, в общем, единственный способ его продемонстрировать - выставки, организуемые Торгово-промышленной палатой. И хотя Андрей Сорокин старается участвовать во всех таких мероприятиях, доказать практическую пользу, которую выставочная активность принесла его маленькой фирме, он так и не смог.

    Кстати, буквально всех участников выставки объединяло одно: неумение красиво показать инновационный продукт и произвести на слушателей впечатление. Если показывать современному российскому чиновнику некий невзрачный куб, перемотанный изолентой и с торчащими контактами, он вряд ли отдаст должное гению разработчика. Красивый опытный образец и яркая демонстрация порой куда важнее подробного рассказа о технических характеристиках изобретения...

    P. S.

    Выставка с пышным названием навела на грустные размышления. Инновации - модная тема, пока не имеющая прямого отношения к сфере практической деятельности. Вице-губернатор Михаил Курков выразил неудовольствие положением дел, которое сложилось в этой сфере на Смоленщине, и заявил о готовности продвигать смоленские изобретения на уровне министерств и госкорпораций. Но удастся ли ему добиться успеха в решении этой нелегкой, судя по словам практиков, задачи, не известно.

    Поделиться