16.08.2011 10:00
    Поделиться

    У белгородских агрохолдингов появятся собственные учебные заведения

    Белгородские власти предложили крупным аграрным предприятиям взять под опеку сельскохозяйственные училища и техникумы.

     

    Эта мера позволит решить сразу две проблемы - сохранить учреждения профессионального образования и одновременно преодолеть разрыв на рынке труда между спросом (его потребностями) и предложением.

    Одним из поводов обращения к теме стало начало вступительной кампании в учебные заведения. Многолетний тренд не изменился: большинство абитуриентов подают документы в вузы, в то время как образовательные учреждения, находящиеся рангом ниже, по сути, вынуждены набирать учащихся без конкурса.

    На совещании, состоявшемся в областном департаменте АПК, власти признали, что долгое время уделяли училищам, техникумам и колледжам недостаточно внимания. На фоне стремительно растущих объемов производства сельхозпродукции в образовательных учреждениях продолжают преподавать по устаревшим программам с использованием материальной базы, сформированной еще в советские годы, отметил начальник департамента АПК Белгородской области Владимир Родионов. Тракторист, обученный на старом тракторе "Беларусь", обычно не в состоянии работать на современной американской машине с бортовым компьютером. Как результат, агрохолдинги вынуждены переучивать молодых специалистов чуть ли не "с нуля", а у сельхозучилищ и техникумов сформировалась не самая лестная репутация.

    - Государство должно уйти из этого сектора в том виде, в каком оно представлено там сейчас, - заявил на заседании облправительства губернатор Евгений Савченко. - Наша задача - лишь сформировать "правила игры" для учреждений образования и рынка труда.

    Вложив деньги в сектор образования, сельхозпредприятия станут жестче контролировать качество подготовки выпускников

    Впрочем, уход государства не означает отказа от финансирования училищ и техникумов. Власти предлагают присвоить им статус автономных учреждений, включив в состав наблюдательных советов чиновников департамента АПК и муниципалитетов, а также представителей хозяйствующих субъектов. При этом региональный бюджет продолжит финансировать учебные заведения в прежнем объеме. Задача агрохолдингов - оказать ссузам и учреждениям НПО финансовую и техническую помощь, чтобы они могли актуализировать свои учебные программы в соответствии с требованиями работодателей, а не разработанных много лет назад нормативов.

    Представители агрохолдингов к идее шефства над образовательными учреждениями отнеслись неоднозначно. В ходе обсуждения проблемы в рамках областного правительства руководители птицеводческих холдингов "Приосколье" и "Белая птица" Геннадий Бобрицкий и Игорь Барщук высказали скептическое отношение к инициативе властей, но в то же время не стали отказываться от участия в проекте. Как сообщил источник "РГ" в одной из крупных аграрных компаний региона, руководители предприятия не уверены, что средства, которые им придется вложить в развитие одного из сельхозтехникумов, оправдают себя:

    - Нам предлагают заняться делом, которым мы никогда не занимались. Понятно, что создавать собственную корпоративную систему обучения намного сложнее и затратнее, но такой вариант сделал бы нас абсолютными хозяевами учреждения.

    Тем временем сторонники изменений на образовательном рынке призывают изменить отношение к сельхозтехникумам. Так, ректор Белгородской государственной сельскохозяйственной академии Александр Турьянский полагает, что в идеале агрохолдинги должны не только формировать заказ на подготовку специалистов, но и проверять качество оказанных образовательных услуг "на выходе". Если участник рынка не способен готовить кадры в соответствии с запросами заказчика, то и платить ему не следует.

    Еще одна проблема, с которой придется столкнуться реформаторам аграрных училищ и техникумов, связана с общим уровнем обучающегося в их стенах контингента.

    - У меня была идея поступить в Корочанский сельскохозяйственный техникум, - рассказывает Галина Петренко, окончившая девятый класс школы. - Но, после того как я узнала, что местные жители называют его не иначе как "чертятником", быстро передумала. Туда берут учиться почти всех подряд.

    Учреждения начального и среднего профессионального образования в большей степени дают не новую профессию, а общее образование тем, кто не захотел учиться в старших классах школы. Это признают и региональные власти. Родители нередко воспринимают ссузы как "камеры хранения" для нерадивых отпрысков. Евгений Савченко предложил отказаться от набора в образовательные учреждения трудных подростков, разлагающих обстановку в учебных заведениях. А чтобы мотивировать на обучение в сельхозтехникумах лучших выпускников школ, губернатор предложил выплачивать им стипендии на уровне прожиточного минимума в регионе - около пяти тысяч рублей в месяц.

    Как полагают наблюдатели, для мощных белгородских агрохолдингов такие затраты не будут критическими. В то же время, вложив деньги, сельхозпредприятия станут более жестко контролировать качество образования. Тем более что сами участники рынка признают необходимость объединения процессов обучения с практикой на предприятиях аграрного сектора. Об этом, в частности, свидетельствует значительная текучка кадров в птицеводческих и свиноводческих компаниях: приходящая на производство молодежь слабо представляет себе, какую работу ей предстоит выполнять, и вскоре покидает рабочие места, несмотря на относительно высокие зарплаты.

    Уже к 1 сентября как минимум семь образовательных учреждений, готовящих кадры для аграрного сектора, будут переориентированы под нужды агрохолдингов, взявших их под свое крыло.

    Прямая речь

    Татьяна Давыденко, директор департамента профессионального образования Минобрнауки РФ:

    - Сегодня система высшего образования охватывает более семи миллионов россиян. На долю учреждений начального и среднего профессионального образования приходится около трех миллионов человек.

    Поделиться