Режим налогообложения на финансовом рынке должен быть сопоставим с лучшими мировыми аналогами

Руководство страны уделяет огромное внимание созданию в России международного финансового центра (МФЦ). Для решения данной задачи очень важно, чтобы режим налогообложения игроков на финансовом рынке был сопоставим с лучшими зарубежными аналогами. Однако прежде чем настраивать механизм налогообложения финансовых инструментов, необходимо привести на площадку игроков, которые будут работать в МФЦ, а для этого необходим соответствующий налоговый фундамент. Речь идет, в первую очередь, о доработке режима налогообложения холдинговых компаний и о принятии мер по повышению предсказуемости и стабильности налоговых правоотношений бизнеса и государства.

Сегодня мир состоит из более 200 стран, формирующих глобальный рынок налоговых юрисдикций, который можно назвать достаточно конкурентным и в котором наблюдается борьба за налогоплательщиков. Микрогосударства привлекают международный бизнес офшорными зонами, в то время как крупные страны объединяются в синдикаты и создают наднациональные институты для оказания давления на офшоры. Победителями этой борьбы становятся страны, которые объединены в крупнейшие синдикаты - ОЭСР и Евросоюз, и которые одновременно предлагают благоприятные режимы налогообложения международных холдинговых и финансовых компаний. Это в первую очередь Кипр, Австрия, Нидерланды, Люксембург, Ирландия, Швейцария и ряд других стран. Эти страны осознали, что если привлечь на свою территорию большое количество бизнеса путем снижения налоговой нагрузки, увеличение деловой активности в долгосрочной перспективе с лихвой компенсирует первоначальное выпадение налоговых поступлений из доходных статей госбюджета. Их налоговые режимы разрешают платить минимальные налоги на хранящиеся или циркулирующие через них капиталы. В итоге при решении одного из ключевых вопросов при покупке зарубежных активов, а именно, на какую компанию приобретать актив и как эту покупку финансировать, предпочтение, как правило, отдается указанным иностранным юрисдикциям.

России необходимо включиться в эту конкурентную борьбу. В первую очередь необходимо дать возможность российским компаниям, работающим за рубежом, вернуть в Россию холдинговые и финансовые структуры, созданные за границей. Многое в этом направлении уже сделано в России: либерализован закон о валютном регулировании и контроле, снижена ставка налога на прибыль, введен режим освобождения от налогообложения дивидендов, полученных из зарубежных компаний. Эти изменения уже приблизили Россию к режимам налогообложения международных холдинговых компаний, действующим в Австрии, Кипре, Нидерландах, Швейцарии. И для того, чтобы владение зарубежными активами напрямую из России стало таким же эффективным с точки зрения налогов, как и в указанных юрисдикциях, достаточно предоставить освобождение от налогообложения доходов от продажи акций и долей в капитале зарубежных дочерних обществ аналогично тому, как это работает в отношении дивидендов. Когда этот шаг будет сделан, режим налогообложения холдинговых компаний в России можно будет считать сопоставимым с лучшими зарубежными аналогами и владение акциями иностранных компаний из России с точки зрения налогов станет оптимальным. В итоге в список стран, благоприятных для создания зарубежных холдингов, Россия будет включаться наравне с такими странами, как Нидерланды и Кипр, а у российского бизнеса будут все основания отказаться от зарубежных субхолдинговых надстроек и всерьез рассматривать Россию в качестве холдингового центра.

В современных условиях при выборе места для финансовых и холдинговых компаний для бизнеса огромное значение имеет государственная поддержка и уверенность, что принятые сегодня благоприятные правила игры не ужесточатся в обозримом будущем. И пока в России, в отличие от тех же Нидерландов, Австрии и Швейцарии, не накоплена позитивная история правоотношений с налоговыми органами, необходимо восполнить ее отсутствие надежными госгарантиями. Государству необходимо укреплять свой имидж как гаранта прозрачности и предсказуемости налоговых правоотношений, и об этом необходимо заявлять на самом высоком политическом уровне. Необходимо узаконить механизмы участия бизнеса в обсуждении и принятии новых законопроектов, что позволит бизнес-сообществу получить дополнительную уверенность в том, что вновь принимаемые законы учитывают его интересы.

России необходимо вводить практику предоставления налоговыми органами предписаний по сложным вопросам налогового законодательства, не имеющим однозначного толкования. Речь идет о т.н. рулингах, которые за рубежом давно превратились в универсальный и эффективный инструмент, позволяющий бизнесу устранять налоговые риски на стадии принятия решений. Суть такого рулинга сводится к тому, что если налогоплательщик осуществляет операцию в строгом соответствии с содержащимися в нем предписаниями, в будущем при проведении налоговых проверок налоговые органы уже не вправе занимать иную позицию, чем та, которая закреплена в рулинге, и предъявлять налогоплательщику какие-либо претензии, доначислять штрафы или пени. Наличие данного элемента в правоприменительной практике очень важно для того, чтобы государство считалось благоприятным для создания в нем финансово-холдинговых центров, и от него нельзя отказываться под предлогом борьбы с коррупцией. В зарубежных странах уже имеется соответствующая детально проработанная законодательная база и длительный опыт работы по выдаче рулингов, на который можно опираться.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что для создания в России МФЦ очень важно, во-первых, произвести изменения налогового законодательства, направленные на либерализацию налогообложения доходов от холдинговой деятельности, во-вторых, установить прозрачные, предсказуемые и долгосрочные правила игры в области налоговых правоотношений государства и бизнеса в соответствии с лучшей мировой практикой. Тюнинг налогового законодательства в области финансов и кредита является следующим шагом и предметом отдельного рассмотрения.

Владимир Черник, начальник управления, Виктор Александров, начальник отдела налогообложение зарубежных компаний ОАО "ЛУКОЙЛ"