На банковском форуме, который традиционно проводит Ассоциация региональных банков в начале сентября в Сочи, деловое сообщество продолжит обсуждать практические аспекты реализации Стратегии развития банковского сектора до 2015 года, которая была принята в марте этого года. Была составлена своего рода дорожная карта к плану мероприятий, которые являются неотъемлемой частью Стратегии-2015. Обсуждение этой дорожной карты сейчас очень волнует банковское сообщество.
Ассоциация "Россия" совместно с консалтинговой группой "Банки. Финансы. Инвестиции" (БФИ) провели опрос банков и постарались посмотреть глазами банковского сообщества на план развития банковского сектора. Нас интересовало, какую позицию по ключевым вопросам Стратегии-2015 заняли участники рынка и каким образом должно корректироваться продолжение работы по практической реализации Стратегии.
Опрос был репрезентативным, в нем приняли участие 80 банков разного уровня и величины капитала, хотя надо отметить, что удельный вес крупных и средних кредитных организаций был выше, чем малых банков.
В ответ на вопрос: какие направления деятельности правительства и Банка России вы считаете наиболее приоритетными - большинство на первое место поставили создание условий для развития конкуренции в банковском секторе и на финансовом рынке в целом.
Вторым по значимости стал ответ - создание условий для расширения возможностей потребления банковских услуг населением и организациями. На третье место участники опроса поставили повышение устойчивости банковского сектора.
Среди подходов, которые участники опроса считают наиболее предпочтительными в реализации Стратегии-2015, первое место безоговорочно занял ответ - усиление антимонопольного регулирования в отношении крупнейших банков. Напомню, что в широких дискуссиях экспертов банковского рынка, которые предшествовали принятию Стратегии развития, одной из главных мер по выравниванию конкуренции на банковском рынке называлась приватизация государственных и муниципальных банков. Наш опрос показал, что менее половины респондентов высказались в пользу этой идеи, объяснив это тем, что сама приватизация не приведет к изменению того типа отношений, которые сложились между государственными и муниципальными банками и органами государственной власти.
Весьма интересно, что большинство банкиров однозначно высказались за то, чтобы не допускать усиления роли госбанков в ключевых сегментах рынка банковских услуг. Так, например, 80 процентов опрошенных отметили, что испытывают сильное давление со стороны банков с госучастием в сегменте кредитования предприятий.
Более того, участники опроса считают, что усиление антимонопольного регулирования должно быть не умеренным, а жестким. Жесткие меры необходимы для противодействия элементам недобросовестной конкуренции со стороны госбанков, которые в результате антикризисных мер оказались в привилегированном положении по сравнению с другими кредитными организациями.
Важное место в анкетном опросе занял блок ответов на вопрос, какие направления банковского регулирования и надзора должны иметь наибольший приоритет в ходе реализации Стратегии-2015. Максимально интересно, что большинство участников опроса выбрало ответ "разработка правил и суждений в применении мотивированного суждения при оценке рисков в деятельности кредитных организаций и иных участников рынка". Это означает, что банковское сообщество хорошо понимает, как важно в обеспечении стабильности банковской системы развивать институт мотивированного суждения. Но при этом наши респонденты полагают, что критерии и принципы такого суждения должны быть обсуждены в открытых дискуссиях совместно с регулятором для того, чтобы не было субъективизма и двойных стандартов в применении мотивированного суждения.
Не менее важно и то, что на второе место по значимости в вопросах надзора участники опроса поставили совершенствование корпоративного управления в банках, повышение ответственности собственников, членов совета директоров и топ-менеджеров банка. Это говорит о том, что вопросы деловой репутации и личной ответственности руководителя организации также для банковского сообщества представляются приоритетным направлением в реализации Стратегии-2015.
Банковское сообщество считает, что Банку России целесообразно продолжить работу по совершенствованию подходов к оценке качества банковского капитала в рамках перехода к Базелю III. Очень большое значение банки придают дальнейшему смягчению условий для насыщения банковскими услугами разных регионов. Большинство опрошенных высказались в пользу продолжения работы по расширению региональных сетей кредитных организаций.
В блоке тем, касающихся приоритетных мер правительства и регулятора по развитию банковского обслуживания финансового сектора и населения, очевидное предпочтение участники опроса отдали необходимости совершенствования правовой защиты банков как кредиторов и стимулирования более ответственного поведения заемщиков. Подавляющее большинство банкиров высказались в пользу принятия закона о потребительском кредитовании, совершенствовании залогового законодательства, создания системы регистрации уведомлений о залоге и обременении движимого имущества.
Больше половины опрошенных выделили тему совершенствования финансовой грамотности населения в число приоритетных направлений работы в рамках обеспечения защиты потребителей финансовых услуг.
Весьма неожиданным итогом опроса стало то, что очень небольшая часть респондентов в число приоритетных мер по реализации Стратегии развития банковского сектора поставила развитие консолидированного надзора. Этому факту трудно дать однозначную интерпретацию, возможно, это связано с тем, что среди участников не было банков, которые входят в состав банковских групп, хотя это маловероятно. Скорее всего, для банков пока не вполне понятно, на каких принципах будут реализовываться идеи консолидированного надзора и к каким экономическим последствиям, прежде всего финансовым, это может привести. В любом случае, значительная часть респондентов высказалась в пользу повышения транспарентности и рыночной дисциплины кредитных организаций и иных участников рынка. А это, как известно, напрямую связано с применением на практике идеи консолидированного банковского надзора.