Вопросы руководителю столичной службы здоровья поступали не только из Москвы и от москвичей: столичный статус к тому обязывает.
Российская газета: Леонид Михайлович, вы сравнительно недавно возглавили здравоохранение в Москве. Комфортно вам в этом кресле?
Леонид Печатников: На протяжении десятилетий считалось: управлять здравоохранением должен человек, специальность которого организация здравоохранения. И на этот пост назначались в большей степени организаторы здравоохранения. Со мной произошла в этом смысле удивительная история: никогда не был главным врачом крупной больницы. Это не значит, что не имею представления о том, как она работает. Некоторое время трудился заместителем главного врача крупной 67-й больницы. Но всю свою жизнь, даже находясь на этом посту, был практическим врачом. Поэтому, когда я впервые получил предложение возглавить департамент здравоохранения, спросил у мэра: не ошибается ли он, ведь я - лекарь. Всю жизнь был лекарем и остаюсь им. Даже сейчас стараюсь хотя бы иногда смотреть тяжелых больных. Поэтому мое появление в этом кресле для многих людей было совершенно неожиданным. Хорошо это или плохо, наверное, как принято говорить, покажет время. Но тем не менее мне кажется, что пока я еще не забронзовел и еще не смотрю на здравоохранение только сверху вниз, не забыл и стараюсь не забыть о тех проблемах, которые существуют, волнуют всех, кто так или иначе причастен к службе здоровья.
У меня, как у Константина Станиславского, есть сверхзадача. Считается, что есть организаторы здравоохранения и есть лечащие врачи, и они всю жизнь друг другу мешали. Две параллельные прямые, которые никогда не пересекались. Организаторы издают какие-то приказы, стандарты, инструкции, заставляют деньги считать, что лечащему врачу неинтересно, не нужно, он знать об этом не желает. У него задача больного лечить. Ему абсолютно все равно, чего "они" там пишут.
А организаторам здравоохранения мешают лечащие врачи. И вместо того чтобы вписываться в идеальную, построенную организаторами модель, которая бы функционировала как компьютер, эти лечащие из нее выпадают: норовят выписать лекарство подороже, не по протоколу что-то сделать, забывают про приказы, инструкции.
Поскольку я это хорошо знаю, хочу попытаться если не добиться пересечения этих двух параллельных прямых, как в геометрии Лобачевского, то хотя бы их по возможности сблизить. Вот такая у нас сверхзадача. Поэтому мне очень хочется, руководя здравоохранением Москвы, не забыть, что я отражаю на этом месте интересы не только организаторов здравоохранения и не только пациентов, что естественно, но интересы лечащих врачей. Поскольку еще не забыл - и стараюсь не забывать - об их нуждах. Это девиз, под которым я бы хотел провести то время, которое мне отведено на этом посту.
Видео: Сергей Минабутдинов |
РГ: Вы уже начали проводить какие-то реформы, изменения в московском здравоохранении?
Печатников: Это очень непростое дело. Можно сделать какие-то глобальные реформы, но которые никто не заметит. Скажем, перевести эту службу на страховую медицину. Но что заметит потребитель? Пока он заметил, что лекарств меньше, кормить стали хуже, потому что тарифы ОМС на 30 процентов не покрывают даже себестоимость того и другого. Я поставил своей задачей реструктуризировать службу так, чтобы люди изменения заметили сразу. Приведу один пример. Вот приходит женщина в женскую консультацию. Оборудованы они, особенно если они не при больших поликлиниках и больницах, плохо. Женщина интересуется: "А где я буду рожать?" Ей отвечают: "Где придется, там и будете рожать. Вы должны сами договориться, где рожать". Потом беременная приезжает в роддом. А после выписки она снова попадает в женскую консультацию. Роддом, где она рожала, о ней забыл, там уже следующий поток беременных.
Казалось бы, логично, чтобы женщина с первой минуты обращения в женскую консультацию понимала, в каком роддоме будет рожать, чтобы этот роддом, начиная с первых недель ее беременности, нес ответственность за нее. Чтобы врач, который примет у нее роды, заранее познакомился с ней в женской консультации. А потом, когда она родит и придет в женскую консультацию, роддом понимал, что он еще долго будет нести ответственность, если там что-то неудачно сделано, если, не дай Бог, не заметили у ребенка какую-то патологию. Чтобы отвечал один человек.
Это частный случай одной большой, даже не реформы, а большого структурного изменения, которое мне хотелось внести в московское здравоохранение: ликвидацию барьера между поликлиникой и стационаром.
Подробный отчет о "Деловом завтраке" с руководителем департамента здравоохранения Москвы Леонидом Печатниковым читайте в одном из ближайших номеров "РГ"