Письменное обращение министерства культуры к Генпрокурору Юрию Чайке по поводу продажи военными участка в охранной зоне "Архангельское" не изменило позицию оборонного ведомства.
Там считали и продолжают считать, что аукцион был проведен с соблюдением всех требований российского законодательства.
Аргументы защитников Государственного музея-усадьбы "Архангельское" - хорошо известны. Они уверены, цитируем, что "сделки с землей могут привести к нарушению облика и невосполнимой потере целостности памятников истории и культуры". Однако было бы несправедливым не выслушать и доводы военных. Их корреспонденту "РГ" подробно изложили в управлении пресс-службы и информации минобороны. Начнем с того, кому на самом деле принадлежала ушедшая с молотка земля: военным, музею-усадьбе или она находилась в их совместном пользовании? Найти ответ на этот вопрос достаточно просто. В минобороны есть правоустанавливающие документы на участок, который, между прочим, даже не граничит с историко-архитектурным комплексом и границы которого глава Красногорского района Московской области утвердил еще в декабре 2005 года. В октябре 2006-го соответствующая запись была внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Именно этими документами руководствовался министр обороны Анатолий Сердюков, издав в июне нынешнего года приказ N 967 о подготовке аукциона по продаже злополучного участка. Знал ли он, что эта земля относится к охранной зоне? Несомненно. Более того, в помещенном на сайте минобороны объявлении о предстоящих торгах вся информация об участке, в том числе о его культурно-исторической ценности присутствовала. Именно таким "обременением" военные объясняют достаточно низкую первоначальную стоимость лота. Напомним, что за 20,67 гектара организаторы конкурса сначала просили всего 598,5 миллиона рублей. А в итоге сторговали его за 754,5 миллиона.
- Стоимость на землю определялась с учетом того, что она отнесена к охранной зоне, - объяснили корреспонденту "РГ" в управлении пресс-службы и информации МО. - Использование таких участков имеет свои ограничения, в частности, по строительству и прокладке коммуникаций. Но это не означает, что их нельзя отчуждать. Просто после сделки обязанности старого собственника по отношению к земле переходят к новому владельцу недвижимости.
Иными словами, компания, приобретшая у минобороны территорию возле "Архангельского", вместе с участком приняла на себя и его своеобразное "историко-культурное" обременение. Задумай коммерсанты возводить на этом поле дома или торговые центры, прежде им надо будет получить у соответствующих организаций разрешение на стройку.
Это будет сделать тем более сложно, так как по купленной ими земле еще и проходит крупная линия ЛЭП.
Кстати говоря, если бы на ушедшем с молотка участке стояли какие-то объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, реализация участка с аукциона была бы по закону вообще невозможной. Но торговать "пустой" землей, хоть и имеющей "историко-культурное" обременение, тот же закон военным не запрещает.
Теперь что касается постановления правительства N 388 от 1996 года, на которое часто ссылаются защитники "Архангельского". Проблема в том, что там говорится лишь о реорганизации военного санатория и выделении из его состава музея. На его базе как раз и создавали музей-усадьбу.
Ни о какой передаче архитектурному комплексу земли в документе не говорится. Постановление устанавливает совместное использование территории в пределах охранных зон. И не более того.
Редакция будет следить за развитием ситуации и готова предоставить слово для иной точки зрения.
Министерство культуры Российской Федерации еще 20 июля т.г. направило письмо в адрес Минобороны России в связи с объявлением аукциона по продаже принадлежащего военному ведомству земельного участка, расположенного на территории памятника истории и культуры Государственного музея-усадьбы "Архангельское". Письмо содержало просьбу об отмене аукциона. Минобороны не прислушалось к доводам минкультуры. Минкультуры считает действия Минобороны России прямым нарушением положений поручения президента Российской Федерации от 24 июня 2011 г. N Пр-1782, подразумевающего организацию особого контроля со стороны органов исполнительной власти и прокуратуры над всеми сделками с землей, которые могут привести к нарушению облика или невосполнимой потере целостности памятников истории и культуры.
Продажа земельных участков, входящих в охранную зону Государственного музея-усадьбы "Архангельское", была осуществлена вопреки законным и неоспоримым интересам государства в области культуры. Минкультуры России предпримет все возможные меры для сохранения облика памятника истории и культуры. Вчера Александр Авдеев направил письмо в адрес Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки с просьбой принять соответствующие меры прокурорского реагирования в целях сохранения объекта культурного наследия - Государственного музея-усадьбы "Архангельское".