17.08.2011 23:07
    Поделиться

    Яков Науменко: Ни одно мое выступление не обходится без советских шлягеров

    Певца Якова Науменко его многочисленные поклонники давно называют своим - народным. Без его песен не обошлись такие известные в Беларуси коллективы, как ансамбли народной музыки "Свята" и "Бяседа". В Российской академии музыки имени Гнесиных Науменко учили Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Гелена Великанова, Нина Мешко. Он объехал с концертами всю страну. И вот совсем недавно звание народного артиста Беларуси Якову Павловичу было присвоено официально. Сегодня известный певец по-прежнему выступает сольно и в составе Национального академического народного оркестра имени Жиновича.

    - Яков Павлович, не пора ли учредить звание народного артиста Союзного государства?

    - Аналог народного артиста СССР? Я думаю, важнее восстановить культурные связи. Ведь та тяга, которая существовала у советских слушателей к творчеству исполнителей разных национальностей, населявших нашу большую страну, никуда не исчезла. Певцы и певицы, приезжая с выступлениями в другой край, что-то привносили свое, характерное только для этого народа, в культуру соседей. Такого взаимообогащения нам и не хватает. Если мы хотим, чтобы что-то сдвинулось в этом вопросе, нужно сначала возродить в исходном варианте "обменные" Дни культуры. То, что есть сейчас, - мелкие акции. Раньше белорусские артисты целыми поездами ездили, а теперь - один коллектив и два солиста: обычно танцевальный ансамбль и какой-нибудь академический хор. Мало представлено национальное, особенно эстрадное, народное творчество.

    - А "Славянский базар в Витебске"?

    - На мой взгляд, такие фестивали должны проходить и в разных городах, и в разных славянских странах. Следует вывозить белорусских артистов и в Россию, и в Сербию, показывать тамошней публике, кто и как у нас поет и танцует. Вот тогда о Беларуси, об ее искусстве будут больше знать во всем мире.

    - Но российских гастролеров в Беларуси хватает.

    - Все те же знакомые лица - Киркоров, Меладзе. А современных молодых музыкантов - талантливых, интересных мы и не знаем. Я из профессионального любопытства могу в Интернете что-то посмотреть, а слушатель? Он довольствуется "фабрикой звезд", которая тоже изредка у нас бывает.

    - Вы выступаете в России?

    - Редко. В основном клубные концерты и сборные. И люди потом подходят и говорят: "Ничего себе! Мы думали, что у вас после Тихановича с Поплавской все закончилось".

    - Кто из современных певцов вам интересен?

    - Елена Ваенга. Она из тех артистов, кто создает на сцене образ. Я Ваенгу называю "Высоцкий в юбке".

    - Напомните, что за случай произошел с вами, когда вы стали в 1988 году лауреатом II Всесоюзного радиоконкурса "Новые имена"?

    - На финальном концерте в московском Колонном зале Дома союзов я пел две песни: эстрадную и акапельно народную. И при этом подыгрывал себе на дудочке. Закончил выступление - в зале мертвая тишина. Все, думаю, провалился по полной программе. Проходит несколько мучительных секунд, и вдруг раздались просто-таки оглушительные аплодисменты! У меня получилось создать такой образ, что пока люди его не пережили, не прочувствовали, то могли отреагировать на мое выступление как-то иначе. После конкурса мне предложили учиться в знаменитой на весь мир Гнесинке.

    - В вашей биографии есть еще и Севастопольский приборостроительный институт.

    - С 1976 по 1977 год. У меня сестра жила в этом городе, туда я и поехал. Тогда профессия инженера была модной. Учился почти на отлично, но вовремя понял: не мое. И чужое место не хотелось занимать. Забрал документы и направился с ними в военкомат - забирайте. А там сказали - только флот, но, правда, в Севастополе.

    - До Гнесинки вы успели два года проучиться и в минской консерватории.

    - На хоровом дирижировании. Но увидел, что не могу в ней получить необходимого. И уже будучи профессиональным артистом в 1994 году я все же отправился в Москву. Впитывал в себя на отделении вокала все новое, как губка. После общих занятий я у преподавателей мог часами выпытывать знания индивидуально.

    - Без каких песен публика не отпускает вас с концерта?

    - Таких, как "Пiце госцiкi". Ни одно выступление не обходится без советских шлягеров "Кто тебе сказал?", "Городские цветы", "Эти глаза напротив".

    - Вы сейчас доделываете новый альбом...

    - В нем будет 17 народных песен в современной аранжировке.

    - Странно было узнать, что вы когда-то расстались с Минском.

    - У нас с женой Аллой, которая работала музыкальным редактором на телевидении, была очень насыщенная жизнь, и просто захотелось покоя. Сначала появилась под Жодино дача, затем купили там же квартиру, а после все это продали и построили недалеко дом, в нем и живем почти два года. Разводим цветы. И радуемся общению с парнями-внуками - их нам сейчас привезла дочь Вероника: белорусские телезрители должны помнить ее по программе "Бархатный сезон". Она с мужем работает в Лионе на Euronews. А наш сын Тихон перешел на четвертый курс Института журналистики.

    Поделиться