Договор о создании Союзного государства и Программа действий по реализации его положений, которыми были определены основные направления и этапы двусторонней интеграции, включая формирование единого таможенного и экономического пространства, углубление взаимодействия в гуманитарной области, в сферах внешней политики, обороны и безопасности, были подписаны 8 декабря 1999 года.
Сегодня правовую базу сотрудничества составляет более 150 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Многосторонние соглашения о сотрудничестве связывают наши страны и в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ.
Принципиально новым шагом в дальнейшем развитии интеграционного взаимодействия стало формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Беларуси и Казахстана. Особое значение в этом контексте имело принятие на заседании Высшего органа Таможенного союза 9 декабря 2010 г. документов, составляющих договорно-правовую базу ЕЭП.
Сегодня в отношениях между Россией и Беларусью действует единое миграционное пространство, обеспечивается возможность для взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля. Граждане двух стран могут находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 30 дней. Ведется работа по гармонизации законодательства в экономической сфере, в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, валютного регулирования. Тесное взаимодействие осуществляется в вопросах внешней политики, военного и военно-технического сотрудничества, обеспечения коллективной безопасности.
Активно развиваются российско-белорусские торгово-экономические связи. Объем взаимного товарооборота за счет роста в 2010 г. на 18,9% достиг 27,9 млрд долл. В российском экспорте в Беларусь преобладают энергоресурсы и товары сырьевой группы, в импорте из Беларуси - машиностроительная продукция, оборудование, продовольственные товары. В январе-июне с.г. объем взаимной торговли вырос на 41,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом российские поставки в Беларусь увеличились на 40,2%, а белорусские в Россию - на 42,2%. Удельный вес Беларуси во внешнеторговом обороте России составляет около 5%, доля России во внешнеторговом обороте Беларуси - порядка 45%. Россия закупает более 90% всего объема белорусского экспорта мясной и молочной продукции, телевизоров, металлообрабатывающих станков, дорожной и строительной техники, более 70% обуви, мебели, холодильников, 45% тракторов.
В торгово-экономическом взаимодействии России и Белоруссии в настоящее время завершается поэтапный переход на универсальные рыночные принципы. В рамках реализации такого подхода в декабре 2006 г. подписан контракт на 2007-2011 гг., определивший новые условия поставок российского природного газа в Беларусь (с дисконтом от рыночной цены поставок российского газа в Европу). В мае 2007 г. заключен договор купли-продажи 50% акций белорусской компании ОАО "Белтрансгаз", в соответствии с которым "Газпром" на коммерческой основе приобрел 50% акций этого предприятия за 2,5 млрд долл. В 2010 г. поставки российской нефти для внутреннего потребления Беларуси в объеме 6,3 млн т осуществлялись на беспошлинной основе, а за нефть сверх этого объема взималась экспортная пошлина в полном размере. С учетом формирования ЕЭП "тройки" с января 2011 г. действует новая схема, при которой поставки российской нефти в Беларусь осуществляются на беспошлинной основе, а доходы от экспорта продуктов ее переработки переводятся в бюджет России, при этом поступлениями от экспорта собственной нефти (около 1,7 млн т) Минск распоряжается по собственному усмотрению.
Для поддержки белорусской экономики и стабилизации социально-экономического положения в Беларуси в условиях поэтапного перехода на рыночные принципы в двустороннем торговом сотрудничестве Россия предоставила Минску льготные государственные кредиты в размере 1,5 млрд долл. в декабре 2007 г., 1 млрд долл. в ноябре 2008 г. и 500 млн долл. в марте 2009 г. В июне с.г. предоставлен первый транш стабилизационного кредита в 800 млн долл. из Антикризисного фонда ЕврАзЭС (всего будет выделено 3 млрд долл. в течение трех лет).
Одним из важных направлений интеграционного взаимодействия является реализация порядка 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование частично осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2011 г. составляет 4,87 млрд российских рублей. Порядка 40% союзных средств направляется на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, развитие промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта, связи, информатики, 26% - на цели военно-технического сотрудничества, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, 17% - на социальную политику, здравоохранение и физическую культуру, экологию, образование, культуру и СМИ.
Большую роль в российско-белорусских отношениях играет активно развивающееся межрегиональное сотрудничество. Все 6 белорусских областей и Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации, среди которых наибольшую активность проявляют Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская, Смоленская, Нижегородская области, Татарстан.
В Минске аккредитованы представительства четырех российских субъектов: Краснодарского края, Нижегородской области, Москвы и Республики Дагестан. В 10 регионах России открыты отделения посольства Белоруссии (в Смоленске, Калининграде, Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Нижнем Новгороде и Казани). В крупных городах России зарегистрированы 16 белорусских торговых домов, действует сеть фирменных национальных белорусских магазинов и дилерских агентств.
Системный и многоплановый характер имеет внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Беларусьоруссия выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, других универсальных и региональных организациях. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства.
Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. С декабря 2001 г. действует Военная доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск. В феврале 2009 г. подписано Соглашение о создании Единой региональной системы ПВО России и Беларуси.
Важным аспектом российско-белорусской интеграции является формирование единого информационного пространства Союзного государства. Первоочередными задачами в этом плане являются разработка нормативно-правовой базы двустороннего сотрудничества в информационной сфере и совершенствование деятельности Телерадиовещательной организации Союзного государства.
В социальной сфере работа ведется в соответствии с Договором о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. Важным шагом в его реализации стало создание равных возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, обеспечение одинаковых имущественных прав граждан двух стран. Эта работа существенно активизировалась после вступления в силу подписанного в январе 2006 г. пакета соглашений по обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России, в частности, в сфере здравоохранения, социального обеспечения и налогообложения. Насыщенный характер носят связи между Россией и Беларусью. Наиболее крупным среди культурных мероприятий является частично финансируемый из бюджета Союзного государства ежегодный фестиваль "Славянский базар в Витебске". В 2009 г. прошел Год культуры России в Белоруссии, а в 2010 г. - Год культуры Белоруссии в России.