Новую конфигурацию мегаполиса острословы уже называют "веером", а то и "юбкой" Москвы или "замочной скважиной". Чтобы разумно распорядиться дополнительными территориями, столичные власти собираются провести международный конкурс концепций развития "Большой Москвы". Об этом и пошел разговор с вице-президентом Союза архитекторов России Максимом Перовым.
Есть идеи?
Российская газета: Максим Вениаминович, признайтесь, градостроители и не мечтали о таком масштабе работ, который предстоит при освоении территории практически еще одного мегаполиса? Как будет сформулировано задание для конкурсантов?
Максим Перов: Освоение новой территории - второй вопрос. Задача предстоящего конкурса шире - найти способы оптимизировать ситуацию в городе в целом. Комфорт в городе ухудшается из года в год, а градостроительные пути развития в старых границах исчерпаны. Предстоит выявить, какие вообще могут быть в рамках современной градостроительной науки подходы к пространственному развитию такого гигантского образования, как Московская агломерация. Развивать ли "линейный город" или создать несколько городов-спутников. Есть вариант дисперсного расселения с концентрацией, например, вокруг аэропортов, между которыми будет транспортный коридор. В общем, это конкурс идей.
Конечно, Москва давно задыхается в существующих границах, но удвоение территории - не самоцель, а средство изменить существующую ситуацию. Например, в транспортном отношении город стал просто ужасным...
Это единственный мировой город, который сохранил и воспроизводит структуру средневекового города - радиально-кольцевую. Она работает, когда живет сто тысяч человек и гужевой транспорт.
А когда миллионы людей и машин, невозможно найти сколько-нибудь эффективное транспортное решение.
Еще в 70-е годы специалисты на моделях доказали, что исправить положение на дорогах можно только строительством хордовых магистралей. Теперь это делать куда дороже, но менять транспортный каркас необходимо. Москве не хватает дорожной сети. Она составляет сегодня 8,3 % от площади города, а в нормальных крупных городах - 20-22 %. Это втрое ниже, чем желательно бы.
Но главная проблема - сегодня в Москве 60 % рабочих мест сосредоточено в пределах Третьего транспортного кольца, может, даже более кучно (а точно мы не знаем - со статистикой плоховато). Нужно рассредоточение, вынос рабочих мест из центра. Многие мировые столицы пошли по такому пути, создавая вокруг себя урбанизированные пространства. Так возник Большой Лондон (по плану 1944 года), Большой Нью-Йорк - в 1980-е, а совсем недавно, в 2008 - 2009 гг., прошел конкурс на Большой Париж.
РГ: Предусмотрены ли условиями конкурса конкретные задания? Например, дать концептуальное решение жилищного вопроса? Ведь "вторая Москва" - это и масса дополнительного жилья...
Перов: В задании конкурсантам будут проставлены целевые индикаторы. В том числе - улучшение жилищных условий москвичей. Причем с точки зрения доступности жилья. Сегодня коэффициент доступности столичного жилья составляет 13. То есть семья из трех человек должна 13 лет ни пить, ни есть, чтобы заработать на покупку двухкомнатной квартиры 56 кв метров. Нормальный коэффициент доступности жилья - 2-4. Так в Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Правда, у нас был один удачный период, кажется, в 2004 году, когда коэффициент по стране составил 5,5.
Расширение Москвы - это шанс поменять жилищную политику. На новой территории можно вести недорогое ипотечное строительство - продавать не по 150 тысяч рублей за квадрат, а хотя бы за 50 тысяч. Тогда цены начнут снижаться и в старой Москве.
Ау, лидеры!
РГ: Как будет проходить конкурс, есть ли к нему интерес со стороны специалистов?
Перов: Уже заинтересовались градостроители и урбанисты из Германии, США и Франции и, конечно, российские. Для нас конкурс необычный еще тем, что власти впервые за последние десятилетия обратились за помощью к профессионалам и готовы принимать решения на основе их разработок. Слава богу, в Союзе архитекторов России люди достаточно независимые, на нас сложно давить. Мы предложили московским властям для проведения международного конкурса использовать как раз французский опыт проектирования.
В течение месяца, надеюсь, будет объявлено о приеме заявок. Причем не от организаций, а от временных творческих коллективов, которые подбираются под конкретного лидера. Предполагается участие 10 команд, из которых 6 возглавят российские градостроители, а 4 - зарубежные. Сроки довольно сжатые - 6-8 месяцев. Работа конкурсантов будет оплачиваться. Победитель не получит эксклюзивного права на дальнейшее проектирование. Заказчиком, скорее всего, выступит городская власть. У конкурса будет экспертный совет и жюри, в состав которого могут войти первые лица города или даже страны.
РГ: Кто должен быть в команде?
Перов: Кто потребуется - от философов до филологов. Это будут междисциплинарные команды - до 50 человек. В их число в обязательном порядке войдут инженеры разных специальностей, экономисты, архитекторы, градостроители, социологи, специалисты по форсайту (прогнозирование научно-технического прогресса), а также кто-то из разработчиков готовящейся стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года. Без них проектировщикам не обойтись.
РГ: В СМИ уже распространилась новая карта с присоединяемыми территориями - участники конкурса будут трудиться на этом "поле"?
Перов: Карта с прирезанным веером на юго-запад от Москвы - пока только предложение. Для концепции агломерации вообще не принципиальны административные границы. Можно "рисовать" хоть до Архангельской области. Проект Большого Парижа простирался чуть ли не до Гавра. Ведь реально московская агломерация как экономическая система включает в себя и Тверь, и Рязань, и Тулу.
Между прочим, из Тулы учителя ездят на работу в столицу. Концепция должна ответить на глобальные вопросы: как развиваться Москве?
Что ставить во главу угла? Чем хотим стать - мировым городом, международным финансовым центром? Каким должно быть качество городской среды?
Кстати
Большинству москвичей, как показал соцопрос, проведенный "Левада-Центром", по душе пришлась идея с переселением государственных и правительственных учреждений за МКАД. "За" это предложение высказались больше 60% опрошенных.
РГ: Проект расширения начался с простой идеи - вывести из Москвы многочисленные госучреждения...
Перов: Вывод госучреждений - скорее не цель, а средство. Нам никто так "узко" не формулирует задачу. Важно понять, какими методами можно изменить центры притяжения, то есть разгрузить Москву. Сейчас министерства и ведомства разбросаны по всему городу, занимают не по одному зданию в разных концах. Если их сконцентрировать в одном месте, это оптимизирует их работу. Компактность правительственно-парламентского центра - нормальное явление. Есть и экзотический вариант - разместить их в одном здании, технически это не сложно. И не так принципиально, где оно будет, - в городе или за его пределами.
Только, поверьте, не федеральные чиновники создают пробки в столице. Без учета силовых ведомств их всего-то - тысяч 50. В массе это люди весьма скромного достатка и на машинах не ездят. А вот один торговый центр "Мега" создает автомобильный поток больше, чем все федеральные чиновники вместе взятые. И деловые центры аккумулируют в 2,5 раза больше машин, чем аналогичные министерства. Но чиновники по приказу могут сняться с якоря и переехать, а к бизнесу нужны совсем другие методы.
В первую очередь, надо стимулировать вывод многочисленных офисов и контор - основных мест приложения труда. Для этого можно целевым образом поднять арендные ставки, земельный налог. Допустим, бизнес-центр платит по тысяче рублей за "квадрат", а гостиница - по 100... Есть другой вариант: за городские деньги сделать площадку, подвести к ней инженерные сети, дороги... Денег за это не брать - только стройтесь. Важно не повторить ошибок, допущенных в "Москва-Сити", не оказаться в "мешке". Не пробовали там парковаться? Если удастся пристроить машину за полтора км от нужного офиса, вам повезло.
В общем, если в пределах Третьего транспортного кольца останется 20 процентов работающих москвичей, а не две трети, как сейчас, это даст реальный результат. А если хотя бы в пределах Садового кольца сделать все парковки платными, как во всех крупных городах мира, то количество машин уменьшится здесь на процентов на 30, уверяю вас.