17.08.2011 23:21
    Поделиться

    В воронежской прокуратуре открыли "закрытый" музей

    Новый ведомственный музей полезно будет посетить и студентам-юристам, и чиновникам, и школярам. Пока для широкой публики он закрыт. Но журналистам "РГ" показали экспозицию.

    В здании областной прокуратуры появилось "зерцало перед очами судящих" - эмблема законности, установленная еще Петром I. Такие трехгранные деревянные призмы с текстами основных указов государя до революции размещались на видном месте во всех присутственных местах, дабы должностные лица не забывали об обязанностях и ответственности, а посетители всегда могли их поведение сверить с образцом.

    Первый указ, "О хранении прав гражданских" должен был находиться на столе каждого чиновника Российской империи. Нет - штраф сто рублей в пользу госпиталя. Преступил - смертная казнь. Во втором говорилось "О поступках в судных местах": взыскания за неподобающее поведение устанавливались в размере 10, 30 и 100 рублей, а коли и это не действовало, госслужащего могли лишить классного чина и годового жалования. "А если рукою дерзнет" (ударит, стало быть, просителя) - подвергнуть политической смерти. Третьим же указом - "О государственных уставах и их важности" - Петр I обязывал чиновников при вступлении в должность изучать соответствующее законодательство.

    Первыми в реконструированное "зерцало" заглянули ветераны воронежской прокуратуры и молодежь, только принявшая присягу, рассказала хранитель музея - старший помощник прокурора области по пенсионному обеспечению Татьяна Вальянникова:

    - Согласитесь, им следует знать и историю нашего ведомства, и историю вообще. Вот, скажем, этот письменный прибор екатерининского времени (с гусиными перьями и выемкой для песка. - Прим. "РГ") вызывает у ребят удивление, они впервые такое видят. Как и чернильница петровской эпохи, которая носилась у пояса на шнурке, чтобы можно было написать донесение в любых условиях.

    Первым прокурором Воронежской губернии был В. Хитрово. О нем известно немногое - неправильно "решил дело" о разбое нескольких знатных помещиков и навлек на себя гнев вышестоящих блюстителей закона. Его последователи были более удачливы: недаром цари награждали их орденами святого равноапостольного князя Владимира, святой Анны и святого Станислава.

    В первые годы советской власти прокуроры, судя по их актам и письмам, протестовали против насильственной коллективизации и поборов крестьян при хлебозаготовках. Нарушений, которые должны были бы вызывать живую реакцию правоохранителей, было более чем достаточно. "Быть прокурором - мне крайне не нравится по тем причинам, что работа слишком обширна и ни в коем случае нельзя охватить все области, - признавался тогда в автобиографии воронежский прокурор Ян Вельт. - Желаю быть помощником прокурора при Губернском суде, по уголовному отделению". Впрочем, уже в 1930-е контроль над законностью был ослаблен. Прокуроры тоже попадали под репрессии. Своеобразное напоминание о тех временах - фотографии подследственного прокурора Никиточкина и настольная лампа из "дружественного" отдела НКВД с гравировкой: "Чем дальше в жизнь, тем дороже прошлое".

    На стендах музея можно увидеть вещи, которыми всего пару десятилетий назад пользовались наши следователи и криминалисты: от "ФЭДов" и "Зенитов" до грозного вида устройства для постановки печатей. В 1970-1980-е годы воронежцы передовыми темпами осваивали магнитофоны производства местного НПО "Электроника" - для записи показаний.

    Значительное место отвели ветеранам, судьба и опыт которых могут быть интересны, пожалуй, не только сотрудникам прокуратуры. Чего стоит одна Эмилия Крайкина, 40 лет проработавшая следователем по особо важным делам. На этой должности и мужчинам бывает сложно задержаться на подобный срок. А для Эмилии Андреевны тяжелая работа - расследование убийств, изнасилований и других громких преступлений - стала призванием. Ей передавали самые "безнадежные" случаи - раскрывала! И ни разу по ее материалам суды не выносили оправдательного приговора и не "сворачивали" дела. Знаковыми фигурами для воронежских блюстителей закона служат два бывших генпрокурора СССР - Александр Рекунков (возглавлял прокуратуру области) и Александр Сухарев - земляк, ныне советник генпрокурора РФ.

    По словам Татьяны Вальянниковой, когда решится вопрос с пропускным режимом, в музее смогут принимать экскурсионные группы "со стороны".

    Дословно

    Из указа Петра I от 27 апреля 1722 года, о должности генерал-прокурора:

    "Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил во всех делах, которые к Сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправляя.

    Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал; а ежели что увидит противное ему, тогда в том же час повинен предлагать Сенату живо и с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит генерал-прокурору в доношениях своих, которые он будем подавать нас, осторожно и рассмотрительно поступать, дабы напрасно кому бесчестия не учинить. <...>

    И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет". 

    Поделиться