В Воронеже перезахоронили останки 170 жертв политических репрессий

На мемориальной аллее в лесу у поселка Дубовка перезахоронили останки горожан, расстрелянных в 1937-1939 годах.

Торжественная церемония была приурочена к 20-летию принятия федерального закона о реабилитации жертв политических репрессий. Всех желающих присутствовать при перезахоронении - ими оказались в основном пенсионеры и дети - подвезли до кладбища специальные бесплатные автобусы. Панихиду по невинно убиенным отслужил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. На соснах были развешаны фотографии вещей, найденных при раскопках.

Как уже сообщала "РГ", эти останки были обнаружены в сосняке Дубовки в июле: поисковики из отряда "Дон" обследовали пять схронов. Антропометрические исследования показали, что среди убитых была одна женщина и, судя по найденному кресту, священник. Установить имена жертв пока не удалось: предметы в ямах не помечены даже инициалами. Ямы в Дубовке исследуют с 1989 года, и за все время было идентифицировано лишь несколько десятков человек. Белгородского крестьянина Ивана Анисимова узнали по квитанции, выданной за изъятую при аресте облигацию. Ивана Духовского, бывшего священника из Белоруссии, по оказавшемуся в земле протоколу обыска. Благодаря этим "уликам" известны имена нескольких десятков тех, кого сбросили в те же ямы.

По оценкам воронежского отделения общества "Мемориал", всего в расстрельных ямах Дубовки может лежать не менее десяти тысяч репрессированных. Перезахоронено две с небольшим тысячи. Председатель отделения Вячеслав Битюцкий выступает за создание там полноценной мемориальной зоны:

- Другого такого кладбища в России нет - много выявленных ям и перезахоронений, к ним легко попасть. Надо разведать, где конкретно в лесу расположены остальные схроны и, определив границы, сделать соответствующий землеотвод. Насколько я знаю, президент дал поручение подготовить федеральные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы пользования подобными территориями: кому они должны принадлежать, кто может вести раскопки, как распоряжаться артефактами. Надеюсь, законодатели не будут мешкать. Иначе беспокойство терзает. В начале лета видел у дороги за Дубовкой щиты с объявлениями - "Продается участок под дачи". Пожары прошлого лета не обошли этот лес стороной, и если опаленные сосны вырубят, а на их месте что-то построят, о мемориальной территории не будет и речи.

 
Видео: Игорь Филонов