В ближайшие годы Сибирь станет ареной масштабного дорожного строительства - по крайне мере, это пообещали участники научно-практической конференции, на которой выступил и руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин.
И власти, и представители дорожно-строительных компаний в один голос говорят о том, что отрасль больше не страдает от нехватки средств.
- Проблемы с недофинансированием остались в прошлом, - заявил руководитель федерального дорожного агентства министерства транспорта России (Росавтодор) Анатолий Чабунин. - Своевременно принятые решения о создании федерального дорожного фонда закрепили определенные источники финансирования за дорожной отраслью.
Он подчеркнул, что 2013 год станет последним, когда дорожники будут работать вне рамок финансовых нормативов. В 2014-м состоится переход на стопроцентное финансирование по строительству, содержанию и капитальному ремонту. К примеру, в следующем году объемы финансирования составят 57 процентов от потребностей, в 2013-м - порядка восьмидесяти.
- С 2014 года начнется коренной перелом в ликвидации недоремонтов и приведению дорожной сети в нормативное состояние. Сейчас только тридцать-сорок процентов федеральных дорог соответствует нормативу. Скажем, несущая способность дорог имеет ограничение до шести тонн на ось. А вы видите, какие автомобили ездят по нашим дорогам, - сказал Чабунин. - Ликвидировать накопившийся недоремонт федеральной сети можно будет в течение трех лет. Это главная и амбициозная задача, которую нам предстоит решить в ближайшее время. И она выполнима.
Уже в этом году планируется привести в нормативное состояние 7,5 тысячи километров федеральных дорог, что на одну тысячу больше прошлогодних показателей. В дальнейшем ежегодно дорожно-строительные компании должны ремонтировать порядка девяти-десяти тысяч километров дорог, таким образом сокращая несоответствие нормативам до пятнадцати процентов. И здесь приоритетной задачей становится повышение качества работ.
- Мы получаем много нареканий на качество дорожного покрытия, применение архаичных норм в оценке проведенного ремонта, на те неудобства и автомобильные пробки, которые создаем во время ремонта. В новой ведомственной целевой программе мы должны учесть все эти моменты, - заявил руководитель Росавтодора.
Также в программе развития дорожно-строительной отрасли, которую планируется принять в декабре, должны быть отражены механизмы повышения эффективности использования бюджетных средств. Речь идет о продлении срока эксплуатации дорог за счет более качественного их содержания, применения при ремонте и строительстве современных технологий, материалов и техники.
Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, в свою очередь, подчеркнул, что снижение объемов финансирования дорожной отрасли в регионе не предполагается.
В целом на строительство, ремонт и содержание федеральных, региональных и муниципальных дорог в следующем году из разных источников будет направлено 13,5 миллиарда рублей. Для сравнения: в этом - 10,4 миллиарда, из них 4,8 миллиарда руб-лей заложено в региональном бюджете, что соответствует общему объему средств, выделяемому на развитие областной дорожной сети в 2006 году.
- Это серьезные темпы роста, - отметил глава регионального правительства. - При этом те ресурсы, которые закреплены федеральным дорожным фондом для области, мы укрепляем своими - сельским районам на эти цели предоставлена субсидия в шестьсот миллионов рублей.
По информации министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николая Симонова, в этом году планируется построить 37 километров новых дорог, отремонтировать 157 километров дорожного полотна и ввести семь искусственных сооружений. Будет сдан в эксплуатацию и самый крупный дорожный объект - Северный обход Новосибирска. Ввод этого знакового объекта, имеющего протяженность более 67 километров и большое количество мостовых переходов, существенно снизит нагрузку с улично-дорожной сети областного центра.
Еще одно направление, которому власти региона придают особое значение, - развитие транспортных коммуникаций в Новосибирске: в последнее время на это выделены существенные средства. Одной из приоритетных задач остается строительство третьего моста через реку Обь.
- Также мы ставим задачу - привести все дороги, находящиеся в 50-километровой зоне от Новосибирска, в соответствие с первой технической категорией. Это самая напряженная и опасная зона. На региональных и федеральных дорогах выявлено и ликвидировано около 150 опасных участков, проведены специальные строительные, организационные работы. Сейчас пример дороги первой технической категории - Советское шоссе, где есть и разделительный барьер, и мостовые переходы, - отметил глава региона.
Кроме того, уже сейчас идут работы по проектированию Восточного обхода Новосибирска, на первую часть проекта получена государственная экспертиза. Планируется, что строительство объекта начнется в 2012 году. Это подтвердил и руководитель Росавтодора.
- Ненормально, когда дорога в южном направлении - от Новосибирска в Барнаул - так загружена, и городские магистрали используются для транзитного автотранспорта, - отметил губернатор.
Между тем
В числе стратегически важных дорожных проектов, реализуемых в этом году в сибирском округе, Анатолий Чабунин назвал строительство федеральной автодороги М-54 "Енисей" - от Красноярска через Абакан и Кызыл до границы с Монголией, реконструкцию Чуйского тракта (М-52) - от Новосибирска до Бийска и границы с Монголией. На этот объект, реализация которого ведется с 2006 года, запланировано свыше двух миллиардов рублей. Стоимость строительства второго этапа первой очереди автодороги "Омск - Новосибирск" (участок от села Прокудское до поселка Сокур) превысит шесть миллиардов рублей.