17.08.2011 23:47
    Поделиться

    В Югре на дорожное строительство выделено 11 миллиардов рублей

    Развитие транспортной системы Югры - необходимое условие реализации инновационной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения округа, считают власти автономии.

    Становление отдельных видов транспорта здесь долгое время шло несбалансированно и несогласованно. Это привело к их нерациональному соотношению, что сегодня сильно ограничивает развитие единого экономического пространства и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы автономии. К тому же несоответствие уровня сети дорог уровню автомобилизации и спросу на автоперевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости передвижения, продолжительным простоям транспорта, высокой аварийности.

    На решение этих проблем нацелена окружная целевая программа развития транспортной системы Югры в 2011-2013 годах.

    - В округе недостаточно автомобильных дорог. Если сравнить со средним показателем по России, их густота у нас в 7,2 раза меньше, - говорит заместитель губернатора Югры Валентин Грипас. - До сих пор не все населенные пункты связаны трассами круглогодичного действия, их отсутствие мы вынуждены восполнять устройством зимников и ледовых переправ.

    Конечно, такие сезонные трассы помогают решать транспортные проблемы, но всем понятно, что облик современной Югры они не улучшают, а значит, должны постепенно исчезнуть. Окружные власти целенаправленно тратят все больше средств на строительство, ремонт и содержание не только магистральных, но и местных дорог, ведь развитая инфраструктура - это вложения в будущее территории.

    Как сообщил вице-спикер окружной Думы Александр Сальников, на финансирование дорожной отрасли в 2011 году власти автономии предусмотрели 10 миллиардов 416 миллионов рублей из нескольких источников: непосредственно из бюджета округа выделено 4,78 миллиарда, по программе "Сотрудничество" - 5,12 миллиарда, из внебюджетных источников - 615 миллионов рублей и 4,5 миллиона из бюджетов муниципальных районов и городских округов.

    Объем работ предстоит выполнить огромный. Так, в октябре планируется завершить капитальный ремонт окружного участка федеральной автодороги Тюмень - Ханты-Мансийск. Эта трасса была построена 20 лет назад, но за это время капитально реконструировались только некоторые ее отрезки, большая же часть полотна подвергалась лишь ямочному ремонту. Между тем дорога имеет большое значение для экономики не только Югры, но всей Тюменской области и соседних регионов, а потому несет серьезную нагрузку.

    - Еще в 2008 году при нулевом чтении бюджета депутаты поставили перед тогдашним губернатором Александром Филипенко задачу договориться с федеральными властями, на балансе которых находится дорога, о совместном финансировании ремонта: было ясно, что выделяемых центром средств на это не хватает, - рассказал Александр Сальников.- Определенные договоренности были достигнуты, но после вступления в силу федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" полномочия были разграничены, и теперь регионы не вправе расходовать средства бюджетов субъектов РФ на федеральный объект. Чтобы урегулировать этот вопрос, мы обращались и в Государственную Думу, и к полномочному представителю президента РФ в УрФО.

    Как подтвердил Валентин Грипас, в адрес министра транспорта РФ губернатором Югры был направлен запрос о необходимости проведения комплексного обследования и оценки участков федеральной автомобильной дороги Тюмень - Ханты-Мансийск. В результате такого обследования выявлено, что состояние дорожного покрытия 159 километров магистрали не соответствует нормативу, в том числе 112 километров находятся в аварийном состоянии (в границах Югры - соответственно 64 и 34 километра).

    В результате работы, проведенной правительством округа, с прошлого года начали выделяться средства на выполнение ремонтных работ на участке Салым - Уват. В прошлом году, например, было выделено 516 миллионов рублей, в текущем - более 1,2 миллиарда на содержание и ремонт федеральной автодороги Тюмень - Ханты-Мансийск в границах автономного округа, вплоть до его столицы. Но власти автономии на этом не останавливаются, продолжают работать с министерством транспорта, с ФГУ "Уралуправтодор" - владельцем федеральной магистрали Тюмень - Ханты-Мансийск.

    Началось финансирование работ и на других проблемных направлениях. Строится дорога Югорск - Советский - Верхний Казым на участке Андра - Верхний Казым. Она пройдет через весь Белоярский район от Сорума, Сосновки до Андры, соединяя населенные пункты Белоярского и Октябрьского районов. Не менее значима трасса Тюмень - Нижняя Тавда - Междуреченский - Урай - Нягань - Приобье. В этом году ведутся работы на участке от Мортки до Куминского. Планируется завершить устройство земельного полотна и отсыпать щебеночное основание до Тынкуля, в следующем году - до Куминского. Работы не форсируются целенаправленно: по технологии земполотно должно выстояться. В следующем году строительство дороги будет завершено, и жителям поселка Куминский больше уже не нужно будет дожидаться зимников.

    Еще одна задача властей - снизить интенсивность движения большегрузного автотранспорта через населенные пункты и сократить протяженность дорожных участков, работающих в режиме перегрузки. Для этого построен 52-километровый отрезок дороги в обход Пыть-Яха, который разгрузил трассу, проходящую через город. Раньше здесь в сутки проезжало свыше 11 тысяч автомобилей. Объезд, избавивший улицы от транзитного потока, сделал более безопасным движение и улучшил экологическую ситуацию в городе.

    Весьма важным во всех отношениях стал участок региональной автодороги "Иртыш" между Ханты-Мансийском и Горноправдинском. Строительство 154-километрового отрезка позволило сократить путь от Ханты-Мансийска до Тюмени на 270 километров. И, что еще важнее, - связать с этой федеральной трассой три населенных пункта. Теперь для их жителей (около 6000 человек) доступ к сети дорог общего пользования открыт круглый год. К тому же были снижены нагрузка на участок федеральной дороги и интенсивность движения - с 6 до 4 тысяч автомобилей в сутки.

    Быстрее решать дорожные проблемы позволил и профицит окружного бюджета: от общей суммы в 10 миллиардов рублей профильная программа получила почти пятую часть, из которой 1,5 миллиарда распределили между муниципалитетами. Это при том, что в 2011 году в качестве субсидий местным бюджетам на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог местного значения, а также подъездных путей к микрорайонам уже было предусмотрено 1,9 миллиарда рублей.

    Из дополнительно выделенных средств 340 миллионов пошло на реконструкцию дороги Нижневартовск - Радужный и на завершение строительства моста через реку Аган. Это один из важнейших объектов дорожной инфраструктуры, но он полностью выработал ресурс прочности и находится в аварийном состоянии. Чтобы подрядчик успел сдать новый мост до зимы - в октябре текущего года, правительство округа приняло решение дополнительно выделить существенную сумму.

    Работы на окружных трассах активно идут все лето. Окончательные итоги еще не подведены, но на финансирование у строителей жалоб гораздо меньше, чем в прошлые сезоны. Кипит работа и в муниципальных образованиях.

    В Сургуте отремонтировали уже более 20 километров дорожного полотна на Северном объезде. Дорогу покрывают специальным асфальтобетоном, устойчивым к перепадам температур. Параллельно ведется строительство Восточной объездной дороги. Оно продлится не менее трех лет, поскольку придется решить вопрос переселения жителей из находящихся на этом пути домов.

    Свыше 200 миллионов рублей на ремонт и реконструкцию муниципальных дорог получил Нижневартовск. Это позволит местным подрядчикам вернуться к сплошному асфальтированию (из-за финансового кризиса около двух лет улицы в столице Самотлора ремонтировали только ямочным способом). Еще на добавленные округом средства здесь проложат дорогу в новый микрорайон. В будущем она соединит старую и новую части города. Уже проведены подготовительные работы, обустроена ливневая канализация, дело за асфальтом и освещением.

    В Югорске муниципалитет заключил контракты на реконструкцию и капитальный ремонт семи улиц. Подрядчики уже получили авансы. Для завершения работ не хватало 33 миллионов рублей, так что дополнительная окружная субсидия пришлась весьма кстати.

    В этом году впервые муниципальным образованиям были выделены средства на проведение мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов. Полмиллиарда рублей по целевой программе "Наш дом на 2011-2013 годы" пойдут на благоустройство 253 дворовых территорий. Это только 10 процентов от потребности, однако раньше средства на такие цели из окружного бюджета вообще не выделялись.

    В Ханты-Мансийске на ремонт и благоустройство дворовых территорий из разных источников в 2011 году собрали 53 миллиона рублей. На эти деньги отремонтируют 11 дворовых территорий, четыре проезда к дворам, почти две тысячи квадратных метров тротуаров и 5,6 тысячи метров газонов, обустроят четыре детские игровые площадки. Но большая часть средств - около 37 миллионов рублей - будет израсходована на асфальтирование.

    Справка

    В ХМАО - Югре 2554 километра автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, 262 моста общей протяженностью 21,3 километра. Более 60 процентов населенных пунктов не имеют постоянной круглогодичной связи с "большой землей" по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Протяженность зимних дорог и ледовых переправ - 2787 километров, на их строительство и содержание за три года будет израсходовано порядка 740 миллионов рублей.

    Поделиться