Что произошло 20 лет назад под аккомпанемент "Лебединого озера"? К лучшему или к худшему развернулась история нашей страны?
Об этом шли горячие споры после просмотра в "РГ" фильма Галины Евтушенко "Новые времена, или Биржа недвижимости".
Его ключевые сцены проходят под звуки репортажей от Белого дома: документальные кадры воскрешают дни, когда надежды общества были так близки к осуществлению. Когда лица стали другими: в них появилась решимость. Когда страна получила шанс войти в мировую семью народов свободной и равной.
Герой фильма тараном пробивает путь к карьере. Сергей Федотов играет не знающего нравственных границ циника. Карьерные соображения заставляют его оказаться и среди защитников Белого дома - но он зритель, и все происходящее кажется ему театром. Этот взгляд циника поможет нам теперь понять суть происшедшего: безумный порыв романтиков к демократии на фоне все еще не пробудившейся, не готовой к осознанным действиям страны. В фильме героя обходят на повороте истории еще более ушлые. Романтики проторили им путь, победу присвоили "примазавшиеся" - прагматики и циники. И с особой горечью смотришь документальные кадры, возбудившие в мире так много надежд.
В "РГ" пришли режиссер фильма Галина Евтушенко, актеры Зоя Зелинская и Сергей Федотов. В зале - не "эксперты", а "просто зрители": им адресован этот единственный у нас фильм, сделавший исторический катаклизм одним из своих героев.
- Мы не воссоздавали события, они только фон для истории нашего героя, - сказала Галина Евтушенко. - Но они меняли судьбы людей. И самое важное - уникальная атмосфера тех дней: она заставляет думать о смысле нашей жизни.
- Фильм игровой, а спор провоцирует нешуточный: вы за "красных" или за "белых"? - говорит заслуженный строитель РФ Анатолий Кочанов. - Люди, которых мы видели на экране, об этом не думали: пришли к Белому дому - и все. Это был порыв, это была заря. И крайне жаль, что мы до сих пор мечемся - вот наша проблема.
Народная артистка России Зоя Зелинская рассказала о работе с партнерами по фильму, а 1991 год горько охарактеризовала как "время смятения: люди искали пути для своей страны и не находили в этом единства.
Вот я только что приехала из Германии. Немцы меня поразили: довольные, абсолютно спокойные, в основе своей очень умные, замечательно работает у них голова, они живут и наслаждаются жизнью. Мы - мучаемся. Мы страдаем, и, наверное, это у нас на роду написано: мы всегда будем страдать".
- Я жил в Выборге, учился на первом курсе Института культуры. Очень хотелось оказаться в Москве, быть там, на баррикадах, - родители не отпустили, - признался актер Сергей Федотов.
- В тот день я был в командировке далеко от России, - рассказал журналист Николай Крюков. - Скупил все газеты и впервые в жизни почувствовал на глазах слезы, увидев лица людей на баррикадах. Таких лиц мы в СССР давно не видели, но вот оказалось, что они есть, - просто нужно было это чувство единения, чтобы они проявились. Мы все тогда гордились своей Россией. И переполненный зал кинотеатра в Монреале, где шел русский фильм, нам кричал: Welcome Russia! Большой мир был готов принять нашу страну как родную. Никто тогда не предполагал, что все это уйдет в песок.
- Но никто не может отнять у нас надежду, - резюмировала Галина Евтушенко.