Казанский школьник побеждает на международных математических олимпиадах

Десятиклассник Михаил Григорьев может справиться со сложнейшей математической задачей, а вот подсчитать, сколько он собрал наград на научных олимпиадах, затрудняется.

На его счету множество побед в городских, республиканских и всероссийских турнирах. А недавно школьник вышел и на мировой уровень. В июле он взял золотую медаль в Амстердаме на 51-й Международной математической олимпиаде. В ней приняли участие 563 человека из 101 страны. Михаил победил, набрав 30 баллов из 42 возможных.

А в начале этого года он завоевал серебряную медаль на аналогичных состязаниях в Китае. Эта победа была особенно важна для школьника, потому что представители Поднебесной традиционно сильны в математике и, как правило, занимают первые места на олимпиадах.

И если раньше его призам радовались только члены семьи или школьные учителя, то теперь одаренным подростком заинтересовался министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов. По словам Михаила, после возвращения из Голландии высокий чиновник пригласил его на встречу и подробно расспросил о прошедшей олимпиаде. А в конце беседы министр намекнул, что призера вскоре наградят еще и от лица республики.

Восхождение Михаила на математический олимп началось в пятом классе. Тогда он впервые участвовал в городской олимпиаде и занял третье место. Мальчик очень обрадовался, вдохновился и стал ходить в математический кружок. А до этого момента, как скромно полагает сам школьник, особые способности у него не проявлялись.

- Ну, любил в раннем детстве играть с калькулятором. Уже до школы умел выполнять все арифметические действия, - вспоминает он. - А так ничего сверхъестественного не делал. Просто нравилось заниматься математикой.

Увлекался Миша и шахматами. Впрочем, сам он считает, что серь-езных успехов в этой игре не достиг. Тем не менее у него был II разряд. Как вспоминает друг семьи Гри-горьевых Игорь Самохин, выиграть у семилетнего ребенка ему, взрослому мужчине, не удалось ни разу.

- Играл он небрежно, изредка бросая взгляд на доску, - рассказывает Игорь, - все его внимание в это время было поглощено мультфильмами. Миша мог совмещать два этих занятия. Я ломаю голову над каждым ходом, а он за пять минут выстроит фигуры в ведомой только ему комбинации и смущенно произнесет: "Дядя Игорь, вам мат".

Сейчас в шахматы Михаил не играет, они ему наскучили. Практически все свободное время он отдает математике. Два раза в неделю посещает специализированный кружок. Занятия там длятся по три часа. Кроме того, десятиклассник вместе с другими одаренными школьниками участвует в летних и зимних сборах. Все как у настоящих олимпийцев, только вместо спорта - математика. В лагере на тренировку ума отводится по восемь часов в день.

- Олимпиадная математика отличается от той, что преподают в школе и даже вузах, - поясняет Михаил. - Это совсем отдельная ветвь. Она больше ориентирована на логику. Здесь нужны нестандартные решения. Даже кандидат математических наук, если он никогда не участвовал в олимпиадах, не сможет решить задачи, которые нам дают.

Что касается других дисциплин, Михаил честно признается, что здесь он не так силен.

С физикой, химией, информатикой подросток еще дружит, а вот с гуманитарными науками не очень. Впрочем, Государственную итоговую аттестацию по русскому языку он все же сдал неплохо. Из 44 баллов - 39.

Куда поступать после школы, Михаил пока не решил. Но рассматривает только вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Ведь победы на олимпиадах открывают ему двери практически любого высшего учебного заведения страны. В частности, его привлекает МФТИ - Московский физико-технический институт. А вот казанские вузы, увы, школьнику не очень интересны. Быть может, поэтому министр образования и нау-ки Татарстана заранее попытался наладить с ним контакт. Ведь сейчас в республике прилагают все усилия, чтобы удержать одаренную молодежь. А это задача посложнее математической.