Спутник "Экспресс-АМ4" не сможет работать

Пресс-секретарь председателя правительства Владимира Путина выразил обеспокоенность ситуацией вокруг спутника "Экспресс-АМ4".

"Насколько нам известно, как нашему космическому ведомству, так и французским коллегам необходимо еще время, чтобы понять, на какой точно орбите он завис, можно ли его поднять", - подчеркнул Песков.

Пресс-секретарь главы правительства напомнил, что спутник застрахован, поэтому его возможную потерю не стоит драматизировать. "Это случается. Не нужно драматизировать ситуацию. Вместе с тем чувство обеспокоенности мы испытываем", - сказал Песков.

По мнению экспертов, спутник "Экспресс-АМ4", не вышедший в четверг на расчетную орбиту, не сможет функционировать. Информация о местонахождении аппарата отсутствует.

Согласно источнику РИА Новости в ракетно-космической области, аппарат "не сможет работать по целевому назначению".

Стало известно, что космический аппарат, вероятно, остается состыкован с разгонным блоком "Бриз-М". После того, как в четверг с космодрома Байконур стартовала ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом "Экспресс АМ-4", были потеряны сигналы с "разгонника" и с борта спутника. Отделение космического аппарата от "Бриза-М" должно было состояться в 10.38 мск четверга, но информации о состоянии и местонахождении спутника в этот день так и не появилось. У спутника "Экспресс-АМ4" имеется двигатель и запас топлива, с помощью которых производится "шестой импульс", завершающий выведение подобных аппаратов на геостационарную орбиту. Если разгонный блок и спутник не расстыкованы, то мощности двигателя недостаточно для перемещения аппарата и спутник не сможет функционировать.

"Экспресс-АМ4" предназначен для работы на геостационарной орбите, в определенной точке стояния, до которой он не долетел. Так как разгонный блок - это большая дополнительная нагрузка по массе, двигательная установка спутника, не рассчитанная на перемещение дополнительного груза, не сможет перевести спутник на рабочую геостационарную орбиту для стабилизации в точке стояния", - рассказал эксперт агентству.

Ситуация с аппаратом "Экспресс-АМ4" напоминает о неудачном запуске военного спутника "Гео-ИК-2" 1 февраля 2010 года. Тогда аппарат тоже не вышел на связь и не смог достичь расчетной орбиты из-за нехватки энергии - госкомиссия, расследовавшая это происшествие, пришла к выводу о падении напряжения в системе бортового электропитания. На нерасчетной орбите спутник просуществовал всего месяц.

Отличие между спутником "Гео-ИК-2" и аппаратом "Экспресс-АМ4", практически полностью разработанным европейской компанией, в том, что последний обладает собственным двигателем, причем такая архитектура не применяется на российских спутниках. "Экспресс-АМ4" создан на базе спутниковой платформы Eurostar E3000 производства EADS Astrium. Данная платформа используется для спутников ведущих международных операторов связи.

После провального запуска "Гео-ИК-2" использование ракет "Рокот" было приостановлено до выяснения причин сбоя. На расследование происшествия с "Экспресс-АМ4" тоже потребуется время, в течение которого запуски тяжелой ракеты-носителя производиться не будут "Протон-М". Так уже происходило после неудачного запуска на этой ракете трех космических аппаратов "Глонасс-М" 5 декабря 2010 года. Против виновных в аварии были возбуждены уголовные дела, а президент Дмитрий Медведев освободил от занимаемых должностей вице-президент РКК "Энергия" Вячеслава Филина и замруководителя Роскосмоса Виктора Ремишевского.

Запланировано создание еще четырех космических аппаратов "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6", "Экспресс-АМ7", "Экспресс-АМ8", запуск двух из них уже запланирован на 2012 и 2013 года. Вероятно, неудача с застрахованным на 7,5 миллиардов рублей спутником "Экспресс-АМ4" внесет коррективы в планы использования РН "Протон-М".

Запуск очередного спутника ГЛОНАСС с космодрома Плесецк намечен на 25 августа на РН "Союз-2-1б" с разгонным блоком "Фрегат". Об изменениях в графике запуска не сообщалось.

Для справки

Тяжелый телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМ4"

Полезная нагрузка:

- 30 транспондеров C-диапазона, 28 Ku-диапазона, 2 Ka-диапазона и 3 L-диапазона

- 10 антенн с перенацеливаемыми лучами

Платформа: Eurostar E3000

Масса: 5700 кг

Мощность: 14 кВт

Срок эксплуатации: 15 лет

Страховая стоимость: 7,5 миллиардов рублей