Уникальный судебный процесс проходит в Коми: двое осужденных требуют признать условия в арестантских вагонах нечеловеческими.
Как сообщили "РГ" в тюремном ведомстве, иски подали заключенные Руслан А. и Алексей Б., которые остались недовольны путешествием под конвоем из Сыктывкара в Микунь.
Осужденные посчитали унизительными условия в специализированном вагоне. Судьбой заключенных прониклась одна из правозащитных организаций, которая помогла с иском.
Главная претензия истцов к тесноте в арестантском вагоне. Как сообщают интернет-СМИ, в стандартной камере спецвагона (площадью около 4 квадратных метров) вместе с заявителями сидело еще десять человек. В итоге на каждого заключенного с его личными вещами приходилось около 0,3 квадрата. Суд должен ответить на принципиальный вопрос, считать ли такую тесноту пыткой?
Пикантно, что за последние годы тюремное ведомство не раз докладывало о своих новых спецвагонах улучшенной комфортности. Мол, это уже не прежние "столыпины", а удобные средства передвижения (и перемещения) арестантов. Как сообщает управление охраны и конвоирования Федеральной службы исполнения наказаний России, современный вагон для перевозки заключенных отличается от прежних модификаций большей комфортностью, улучшенной вентиляцией воздуха, наличием кондиционеров и биотуалетов.
При необходимости невольные пассажиры могут воспользоваться и горячей водой, чтобы попить чаю или, скажем, разбавить сухой паек. Однако любой мягкий вагон быстро теряет свои преимущества, если набивать туда людей без счета. Сейчас правозащитники и осужденные и пытаются доказать в суде, что тюремное ведомство потеряло счет людям, "уплотняя" камеры специальных вагонов.
В свою очередь тюремщики-ответчики пригласили на процесс представителей железной дороги, заявивших, что в обычных пассажирских поездах бывает так же тесно, как и в арестантских вагонах. Однако жалоб от обычных пассажиров на такие условия, по словам железнодорожников, еще не поступало. Дорога есть дорога, иногда приходится терпеть.
Также представители управления по конвоированию Главного управления ФСИН по Республике Коми привели в пример и маршрутные "газели". Там еще и не такая давка бывает. По расчетам тюремщиков, на пассажира мини-автобуса приходится 0,38 квадратных метров. И кто кого пытает?
Дело оказалось достаточно сложным - его не удалось рассмотреть ни на первом, ни на втором заседании. Возможно, потребуется провести какие-то экспертизы, чтобы глубже исследовать вопрос? Правозащитники особо обратили внимание на баулы, которые убивают пространство. Каждому заключенному разрешено брать с собой в вагон до 50 килограммов личных вещей. В итоге суд затребовал список всех этапировавшихся тем самым вагоном заключенных с тем, чтобы расспросить их, какие баулы они с собой везли.
Примечательно, что весь сыр-бор разгорелся не из-за какой-то дальней дороги. Расстояние между Сыктывкаром и Микунем - 96 километров. Обычный поезд идет туда 3 часа 20 минут. По словам экспертов, вполне объяснимо, что арестантам не предложили в пути прилечь, а посадили рядом друг с другом в купе. Ведь это не путешествие, скажем, из Москвы на Колыму.
Как бы то ни было, теперь в любом случае свое слово должен сказать суд. Некоторые наблюдатели посчитали процесс курьезным, некоторые - знаковым. Хорошо уже то, что любой арестант может защищать свою честь и достоинство в суде. Даже осужденных никто не лишает права на человеческое отношение. С другой стороны, спрашивают другие эксперты, где та разумная грань между соблюдением прав человека и обычным наказанием преступника?