Владимир Яблонский, директор направления "Социальные проекты" Агентства стратегических инициатив
- Чем вас привлекла социальная сфера?
- Можно сказать, что социальная сфера сама меня выбрала. По профессии я айтишник, оканчивал Институт инженеров транспорта по специальности инженер-системщик, занимался информационными системами и решениями. В какой-то момент меня пригласили возглавить проект по созданию информационной среды в Москве. Так я окунулся в социальную проблематику. Чем глубже в нее погружался, тем острее собственной кожей чувствовал ее косность, неповоротливость, заскорузлость.
Действующая социальная система досталась нам еще с советских времен. И нет ничего удивительного в том, что в современных условиях она работает очень тяжеловесно, затратно, неэффективно. Честно говоря, искренне хотелось хотя бы что-то подправить, обновить в этом устаревшем буксующем механизме.
Как известно, в Москве сегодня практически любой школьник - "продвинутый IT-пользователь", держащий руку на пульсе жизни Интернета. А информатизация учебного процесса даже в столице еще оставляет желать лучшего. Не случайно столичный мэр поставил задачу информатизации школ в число приоритетных. Многие социальные проекты, такие как электронные госуслуги для граждан, универсальная электронная карта, активно поддерживаются в Москве Сергеем Семеновичем Собяниным. И это очень важно для успешной реализации и внедрения подобных методик и технологий.
Мне и моим коллегам многое в этом направлении удалось сделать первыми. Сегодня около половины столичных школ пользуются разработанными нами электронными журналами и дневниками. Фактически это сайты, которые позволяют сделать доступными оценки и часть домашних заданий и для родителей, и для учеников. Для прохода в школу, оплаты обедов и завтраков столичные школьники используют разработанные нами социальные карты учащихся.
Нам удалось реализовать более 50 проектов - и в образовании, и в здравоохранении, в том числе на федеральном уровне.
- По каким направлениям АСИ будет работать прежде всего?
- Владимир Путин не так давно, говоря о поддержке идеи создания АСИ, привел такой пример: более тысячи предложений поступили в АСИ по трем основным направлениям работы агентства: поддержка среднего бизнеса, профессиональная квалификация и поддержка социальных инициатив. Это то, что востребовано, интересно. По ним и будем работать. Наращивать бюджетные ассигнования или вкладывать очередные бюджетные деньги в социальные инициативы считаю неправильным. Это должно идти от предпринимательства, от инициативы людей.
Если говорить о структуре работы агентства, с моей точки зрения, есть четыре основных момента. Первое - это организационное: надо объединить инициативных людей, которых много в нашей стране, например, посредством современных социальных сетей, наладить между ними постоянный канал коммуникаций. Как говорится, одна умная голова - хорошо, а тысячи - просто супер. Будем использовать для этих целей не только площадку АСИ, но и Интернет. Сейчас уже на форуме агентства происходит 8 тыс. постов в день. А ведь его никто не раскручивает специально. Люди очень горячо обсуждают те проекты, те идеи, которые выдвинуты.
Второй момент - постараться, насколько это возможно, изменить нормативное поле, выступив своего рода мотором для этих изменений. Нужно открыть дорогу в социальную сферу, в частности среднему бизнесу, открыть приток в нее частных инвестиций.
Поможем талантливым авторам "упаковать" их проекты, с бенчмаркингом, поддержим во внедрении, реализации. Например, будем оказывать помощь в получении финансовых ресурсов, в том числе кредитов, в установке и налаживании связей с региональными госструктурами. Будем продвигать путем пиара на телевидении, в Интернете, за границей - везде, где только можно, тех людей, которым что-то удалось.
Лично я вижу АСИ как банк продвинутых идей: вложился, провернул их через мозговой штурм с умными людьми, на выходе получай проценты в виде поддержки для продвижения их в жизнь. Будем мониторить ситуацию на местах, чтобы точно установить и понять, о какие скалы разбиваются нужные стране идеи, добиваться преодоления административных барьеров. Ни для кого не секрет, что региональная бюрократия зачастую прячется за прочной броней от свежих инициатив. Будем тем рычагом, под напором которого коррупционно-бюрократическая броня должна ломаться.
- Каким образом можно эффективно увязать социальные проекты с задачами и проблемами среднего бизнеса?
- К сожалению, пока средний бизнес, НКО, общественные организации крайне слабо задействованы в реформировании социальной сферы. Государство в основном все монополизирует: ГУПы, бюджетные школы, поликлиники. Например, в Москве 2 тыс. государственных школ и примерно лишь 150 частных... Если еще одну частную школу и можно открыть, 10 частных школ сразу не откроешь: это нереально и по нормативным причинам, и по причине косности системы.
Между тем значительная часть социальных проектов как федерального, так и регионального уровня должны реализоваться государством в тесном партнерстве с бизнесом, для которого современные технологии - привычный инструмент. Знаю не понаслышке о проблемах, с которыми сталкивается средний бизнес, соприкоснувшись с косностью госструктур. Входить в целевые госпрограммы в социальной сфере особенно сложно. Даже мы, работая внутри соцсистемы, годами не можем выиграть конкурс в том или ином московском или государственном ведомстве, растиражировать то, что уже удалось. Инициативные люди, которые есть в бизнесе, в бюджетных организациях, сегодня могли бы создать своего рода равновесную альтернативу сложившейся тяжелой системе. Для этого их надо научить готовить проекты.
Наша задача - сломать барьеры, расчистить завалы на пути эффективного сотрудничества среднего бизнеса и государства.
С другой стороны, именно в среде среднего бизнеса часто встречаются активные люди, которые инициируют и оформляют проекты, знают, как наиболее эффективно распорядиться заемными (подчеркиваю, не бюджетными) финансовыми ресурсами. Одна из задач АСИ - создать такие условия, при которых все больше частных инициатив находили бы применение на рынке социальных услуг, оказать содействие в организации предприятий среднего бизнеса по их реализации. Они должны составить здоровую конкуренцию государственным структурам, главная цель которой - повышение качества услуг для населения. Но никакой конкуренции, оборачивающейся резким скачком цен, в социалке быть не должно.
- Какие из проектов, поданных на рассмотрение АСИ, являются наиболее приоритетными и перспективными?
- Могу сказать, что есть очень интересные идеи, проекты с прекрасными перспективами. Например, есть проект "50 +". Речь идет о создании системы занятости и переподготовки людей, которые находятся в предпенсионном возрасте, но еще способны и хотят работать. Таких очень много, но зачастую их не берут на работу, дискриминируют по возрастному принципу. Авторы проекта предлагают хороший способ решения этой проблемы.
Другой пример. В стране должны вводиться элементы электронного правительства: электронные сервисы для граждан, электронные дневники, журналы, электронные регистратуры. Зачем человек должен терять здоровье в очередях к врачу, если может записаться к нему на прием через Интернет? Но в умении пользоваться возможностями Интернета между молодежью и пенсионерами, между жителями мегаполисов и сел - огромная пропасть. В нашем "банке идей" есть прекрасные предложения, касающиеся оперативного сокращения разрыва в навыках использования информационных программ различными слоями населения.
- Как вы будете оценивать эффект социальных проектов АСИ?
- С экономическим эффектом все просто: он оценивается в соответствии с теми параметрами, которые обозначены в бизнес-планах, в финансовых моделях. То, что касается проектов, ориентированных на сугубо социальные цели, есть сложность, связанная с тем, что существующие методики зачастую не позволяют четко оценить именно социальный эффект. Необходимо найти систему критериев, систему оценки, которая бы позволяла тем, кто такие проекты генерирует, их отстаивать. Необходимо выработать специальную консалтинговую систему. Это непростая задача, но вполне решаемая. Тем более, на этот счет есть зарубежный опыт скандинавских стран. Считаю, нужно нам и его тщательно изучить.
- Какими будут ваши первые шаги в АСИ? Что вы будете делать уже завтра?
- Я уже делаю что-то сегодня. Завтра будем формировать сеть экспертов, выстраивать отношения с регионами и ведомствами, для того чтобы не конкурировать, а работать рука об руку. Нужно выстраивать нормальное производственное взаимодействие с государственными социальными службами, убеждать чиновников, что при правильном разграничении функций мы достигнем больших результатов.