В ближайшее время ряд российских государственных корпораций могут поменять свой статус. Мин экономразвития предложило преобразовать их в новую организационно-правовую форму - публично-правовые компании. Соответствующий законопроект уже разработан ведомством и проходит экспертную оценку. Планируется, что уже в следующем году публично-правовыми компаниями станут "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк) и "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ). Помимо смены статуса государство намерено усилить контроль за деятельностью госкорпораций.
Сегодня, как поясняют в министерстве, регулирование деятельности госкорпораций осуществляется на индивидуальной основе. При корректировке каких-либо положений необходимо принимать по каждому частному случаю федеральный закон, что влияет на оперативность реализации целей и задач государственных корпораций. Кроме того, за их деятельностью нет должного контроля, а проверки показали, что в ряде случаев это приводит к неэффективному использованию переданного им государственного имущества.
Новый закон должен решить эти проблемы. Как отмечают в минэкономразвития, изменения направлены на унификацию законодательства о государственных корпорациях, повышение эффективности и степени прозрачности их деятельности. В частности, предлагается унифицировать систему органов управления публично-правовых компаний, тем самым устранив разночтения в организации работы госкорпораций, ряд которых фактически подотчетен президенту, ряд - правительству.
Согласно предложениям высшим органом управления такой компании станет наблюдательный совет, состав которого на пять лет утверждает правительство. На работников публично-правовых компаний предусматривается распространить ряд запретов, действующих для госслужащих. Так, работнику такой компании запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность, руководить коммерческой компанией, за исключением участия с согласия наблюдательного совета.
Эксперты в оценке новых инициатив во мнениях разошлись.
"На мой взгляд, инициативы минэкономразвития положительны и своевременны, - говорит Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес-проектам". - Как юриста меня удивляет сам факт того, что в нашем государстве существует организационно-правовая форма, которая не прописана в Гражданском кодексе. Но в нашей стране, несмотря на желание стать правовым государством, многое происходит по принципу "Нельзя, но если очень хочется, то можно". Возможно, поэтому государственные корпорации, которым не нашлось места в Гражданском кодексе, оказались приравнены к некоммерческим организациям Законом "О некоммерческих организациях". Как сейчас поясняет минэкономразвития, это было сделано, чтобы не тормозить "решение исключительно важных для государства задач и его инновационное развитие". Также положительным моментом в российском правовом поле, по мнению эксперта, является появление понятия "крупной сделки публично-правовой компании", требующей одобрения высшего органа управления публично-правовой компании. Данная процедура, уверена Кира Гин-Барисявичене, способствует установлению большего контроля за деятельностью госкорпораций, где крупные сделки исчисляются миллиардами рублей.
Более скептичен в выводах Алексей Борисов, директор юридического департамента ИГ "Норд-Капитал". По словам эксперта, появление этого законопроекта, разработку которого связывают с низкой, как показала практика, эффективностью организаций, говорит о попытке власти исправить ошибку. Однако рассмотрение проекта с точки зрения "инноваций" путем анализа соответствующих положений законопроекта и законов, регулирующих деятельность существующих государственных корпораций (например, ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"), показало лишь некоторое приведение существующих норм к общему знаменателю. "Учитывая поразительное сходство сути, речь идет скорее о введении старого понятия под новым именем, с детализированной специальным законом правовой регламентацией, - отметил Алексей Борисов. - То есть если исключить из анализа новые термины, то содержание правового регулирования организаций в результате "модернизации" практически не меняется. Введение новой "организационно-правовой" формы, а точнее, нового названия, скорее, выглядит как прикрытие упущения прошлого и создает лишь видимость развития правовой системы России".
По мнению Андрея Метелёва, юриста правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры", хорошо то, что государство ищет форму юридического лица, которое станет участником рыночных отношений, оставаясь при этом под особым контролем государства, наделившего его активами. Однако пока этот поиск успехом не увенчался, о чем свидетельствует закат эпохи госкорпораций. "Ввод в "предпринимательский оборот" некоммерческой организации всегда связан со множеством трудностей, - пояснил эксперт. - Цели любой коммерческой и некоммерческой организации понятны, но деятельность "в интересах государства и общества" представляется слишком абстрактной задачей. На мой взгляд, бизнесом под контролем государства должны заниматься соответствующие открытые акционерные общества с участием РФ".