Работа российского мэра уже прочно вошла в группу особо опасных занятий.
Убийство при исполнении можно уверенно отнести к числу профессиональных рисков городского головы.
Покушение на главу администрации Сергиева Посада стало 41-м по счету нападением в стране на руководителя городского звена. Такова страшная статистика с начала нулевых. Получается в среднем в год происходит 3-4 попытки убийства кого-то из мэров, их заместителей и глав поселений. В городских чиновников стреляют, их взрывают, на них нападают с палками и ножами.
Только в Подмосковье за 10 лет убито 6 мэров и глав районных администраций, еще убит замглавы сельского округа и ранен зам. районного главы.
Мотивы покушений были самыми разными. Например, исполняющий главы администрации Подольска Петр Забродин, по версии следствия, был убит по заказу своего прямого начальника Александра Фокина.
Причиной убийства, как посчитали правоохранители, стала конкуренция на выборах. Мэр Фокин, по версии следствия, попытался решить исход голосования с помощью выстрелов, убрав своего заместителя Забродина. Однако дело не дошло и никогда уже не дойдет до суда. Подозреваемый мэр покончил с собой в следственном изоляторе.
А глава подмосковного городского поселения Тучково Виталий Устименко не успел пробыть на посту и двух месяцев. Его инаугурация состоялась 18 октября, а 13 декабря он был застрелен в своем доме вместе с женой.
Жертвой заказного убийства стал мэр подмосковного Дзержинского Виктор Доркин. Перед смертью городской руководитель выступал на местном кабельном телевидении. После эфира мэр поехал домой. До своего подъезда он не дошел буквально несколько метров. Правоохранителям удалось вычислить бригаду наемных убийц, преступники осуждены. Как заявляло следствие, заказчик преступления тоже установлен и объявлен в международный розыск.
В других регионах городские чиновники тоже регулярно оказываются на линии огня. В декабре прошлого года стреляли в заместителя главы города Ангарска Иркутской области Дмитрия Чернышева. А парой недель раньше двое неизвестных избили главу города Новомичуринска Рязанской области Елену Шумилову. Пострадавшую госпитализировали с черепно-мозговой травмой и переломом носа.
По мнению аналитиков, должности городских чиновников становятся расстрельными (увы, в прямом смысле слова) по разным причинам. Городские главы работают, что называется, на земле, со всеми ее бедами и проблемами. Это не только самые близкие народу руководители, но и самые незащищенные. Иногда местная власть слишком тесно срастается с криминалом, погрязает в коррупции, как итог - звучат выстрелы. Произвол, взяточничество, личные амбиции, помноженные на непрофессионализм, все это есть. Не случайно мэры являются и рекордсменами по числу уголовных дел среди чиновников. Но есть и другое: если руководитель честно выполняет свою работу, он неизбежно переходит дорогу кому-то из сильных мира сего в своем регионе. Власть нередко отбрасывает смертельную тень, в которой пропадают и хорошие, и плохие.
Работа мэра в любом случае - это работа на линии конфликта. Иногда смертельным может стать даже бытовой вопрос. Мэр города Кандалакша Мурманской области Нина Варламова была убита в декабре 2008 года возле своего дома. В тот день исполнился ровно год ее избрания на должность. На нее напали с ножом, причем женщина узнала своего убийцу.
В 1990-е годы он был депутатом городского совета, знал чиновницу еще с тех времен. Следствие выяснило, что в последнее время экс-депутат требовал увеличения своей пенсии, а после отказа начал угрожать мэру. Преступника признали невменяемым и отправили на принудительное лечение.