23.08.2011 07:38
    Поделиться

    Во Владимирской области жители встали на защиту главы поселка

    Жители сельского поселения встали на защиту главы, обвиняемой в потерях от прошлогодних летних пожаров

    Жители сельского поселения встали на защиту главы, обвиняемой в потерях от прошлогодних летних пожаров.

    Прошлым летом во Владимирской области в результате лесных пожаров сгорели три деревни. А ровно через год, 2 августа, бывшая глава Даниловского сельского поселения Любовь Никулина получила в Меленковской прокуратуре обвинительное заключение на 353 листах.

    Женщина обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ ("Халатность"). Логика у правоохранителей железная: деревни находятся на территории, подведомственной Никулиной, следовательно, она виновна в том, что люди остались без крова. Более того, по данным следствия, в октябре 2008 года районный отдел Госпожнадзора выдал предписание, которое обязывало ее, как должностное лицо, в течение двух лет реализовать комплекс мер, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения и обеспечивающих безопасность людей и защиту имущества. Однако Никулина указаний надзорного органа не выполнила.

    Почти год работали сотрудники следственного отдела по городу Муром: провели более 500 допросов свидетелей и потерпевших, с вертолета обследовали место происшествия площадью около 17 тысяч гектаров. И вот итог - уголовное дело в 27 томов. От цифр, которые в них приводятся, становится не по себе. В трех населенных пунктах поселения уничтожены и повреждены 144 дома, 6 зданий юридических лиц. Материальный ущерб, причиненный 176 гражданам и организациям, составил около 40 миллионов рублей. Кроме того, ликвидация последствий пожара, в том числе строительство новой инфраструктуры для потерпевших, повлекла незапланированные денежные затраты из областного бюджета в размере около 500 миллионов рублей... Впору бы возмутиться безответственностью сельского руководителя. Однако сами местные жители, в том числе и пострадавшие, ему сочувствуют и даже возмущены таким решением законников.

    - Какая халатность? Она очень ответственный человек! - не согласна староста Малого Приклона Татьяна Бешметова. - У нас было военное положение, мы воевали! Все в дыму, хоть противогазы надевай - друг друга не видели! И Любовь Михайловна по несколько суток не спала, организовывала людей, успокаивала. Второго августа нам пришлось побывать в Даниловском сельском округе, и фактически все наши собеседники подчеркивали: "Благодаря этой женщине у нас не было человеческих жертв!"

    Территория здесь, мягко говоря, опасная. Все 19 населенных пунктов окружены лесами и торфяниками. В течение двух прошлогодних летних месяцев на ней шла изнурительная битва с огнем. Стоит отметить, что в прошлом году у главы не было служебной машины, добиралась до деревень как придется, а чаще всего на попутках. И земляки, в отличие от следователей, оценили вклад этой маленькой хрупкой женщины в победу весьма положительно. Рассказывают, на вручении ключей от нового жилья в поселке Иватино погорельцы даже называли Никулину "наша спасительница".

    - За три сгоревших деревни должна ответить Никулина, а кто ответит за 17,5 тысячи гектаров сгоревшего леса? - поставил вопрос ребром на импровизированном сельском сходе в поселке Соколье инженер по лесу племзавода "Илькино" Михаил Ларин. - Да и почему она должна отвечать за населенные пункты, если пожар пришел в них из леса, где достиг такой силы, что с ним не могла справиться мощная техника?..

    Лесные пожары в летнее время - не новинка для Меленковского района. Но таких масштабов, как в прошлом году, здесь еще не видели. По старому Лесному кодексу существовала лесная охрана, задачей которой было вовремя заметить очаг пожара и вовремя потушить, пока он низовой. Огонь удалось бы сдержать и на этот раз, если бы, считает глава Меленковского района Виктор Гаврилов, не халатность людей, которые отвечают за лес. Но никто не хочет в этом разбираться. А зачем? Там мощь и деньги. Легче все свалить на беззащитного главу.

    У погорельцев, столкнувшихся с огненной стихией лицом к лицу, нет сомнений, что ни траншеи, ни лиственные посадки, не стали бы для него преградой. Ревущий огонь высотой до 80 метров и протяженностью до километра летел со скоростью курьерского поезда, легко перепрыгивая дороги и реки, сметая на своем пути все живое. И уже чудо то, что из этого окружения они вышли без численных потерь.

    Есть в обвинительном заключении весьма любопытный абзац:

    "Если бы Никулина Любовь Михайловна обратилась в администрацию Меленковского района с письменными ходатайствами о выделении бюджету Даниловского поселения дополнительных денежных средств на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Даниловского сельского поселения, то данные ходатайства были бы рассмотрены главой Меленковского района с последующим направлением их на рассмотрение в Совет народных депутатов Меленковского района, который коллегиально принял бы решение выделить или нет денежные средства". Она и просила. Только у жителей деревень. Многие работы они делали с помощью личной техники, заправленной горючим за свой счет, не рассчитывая на казенные средства. Ведь в бюджете поселения на все меры первичной пожарной безопасности было предусмотрено всего 62 тысячи рублей! В районном бюджете на эти цели дополнительных денег не было. Нет их и сейчас.

    То, что произошло с Любовью Никулиной, стало тревожным сигналом для семи остальных сельских глав Меленковского района.

    - Любой из нас может оказаться на скамье подсудимых, потому что мы беззащитны, - делает вывод глава Тургеневского сельского поселения Надежда Баклева. - 131-й закон дал полномочия, но не подкрепил их деньгами. Какая мы власть, если у нас нет денег?

    И глава района Виктор Гаврилов разделяет это мнение. Сегодня, чтобы обеспечить все сельские поселения средствами на выполнение мер противопожарной безопасности - сделать пруды, оборудовать их стандартными пирсами, произвести опашку населенных пунктов, выкосить траву, создать караульные службы, закупить соответствующую технику, - по минимальным подсчетам требуется 7 миллионов рублей. А где их взять, если бюджет района дефицитный и только кредиторская задолженность составляет 60 миллионов рублей?

    Комментарий

    Елена Шаломенцева, эксперт Всероссийского совета местного самоуправления, кандидат экономических наук:

    - За Даниловским прецедентом сейчас пристально следят не только муниципалы Владимирской области. Многие сегодня ждут, как государство оценит ситуацию с Никулиной, справедливо или несправедливо. И в зависимости от этого решения сделают выводы. Ведь ни для кого не секрет, что в отдельных регионах сложилась парадоксальная ситуация: никто не хочет избираться в главы сельских поселений, не говоря о депутатах... Организация первичных мер пожарной безопасности отнесена к полномочиям местной власти поселений и городских округов. Для сельских поселений эти меры расписаны в федеральном законе о пожарной безопасности. Но могла ли эта услуга быть качественной за 62 тысячи рублей? Конечно, нет! Следствие обвиняет Любовь Никулину в том, что не попросила дополнительно денег у района. Однако в соответствии с требованиями Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Бюджетного кодекса каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, который расходуется на собственные вопросы местного значения. То есть район не вправе направлять дополнительные средства входящим в его состав муниципальным образованиям - городским и сельским поселениям на реализацию их полномочий.

    Поделиться