22.08.2011 23:44
    Поделиться

    При застройке жилья инфраструктуру будут возводить частные инвесторы

    Объекты инфраструктуры будут строиться за счет средств частного инвестора.

    Финансирование жилищного строительства приобретает новые формы. О том, как схемы ГЧП применяются при комплексной застройке, "РБГ" беседует с президентом Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) Еленой Николаевой.

    - Как работает механизм ГЧП в строительстве?

    - Внешэкономбанком разработан механизм ГЧП, позволяющий реализовывать сложные инфраструктурные проекты посредством разделения проектных рисков между частным инвестором и государством. Под объектами инфраструктуры в данном случае понимаются как инженерные и транспортные коммуникации - электро-, газоснабжение, дороги, так и создание необходимой при комплексном освоении территорий социальной инфраструктуры - детские сады, школы, больницы.

    Данный механизм предполагает строительство объектов инфраструктуры за счет средств частного инвестора. Построенные объекты находятся в собственности частного инвестора до момента достижения окупаемости вложенных инвестиций, установленного Соглашением о ГЧП. По итогам ввода объекта в эксплуатацию он передается в аренду компании-оператору (или муниципалитету). В период эксплуатации объекта компанией-оператором осуществляются выплаты частному инвестору в форме арендных платежей, которые должны включать капитальные затраты инвестора, расходы по обслуживанию заемных средств и установленную инвестором норму прибыли, зафиксированные в Соглашении о ГЧП. В случае недостаточности величины сборов оператором для покрытия арендных платежей могут быть предоставлены субсидии муниципалитета, в случае недостаточности этих средств - субсидии субъекта РФ. Публичная сторона, являясь одной из сторон Соглашения о ГЧП, выступает в том числе гарантом по обязательствам оператора в объеме арендной платы, подлежащей к оплате в текущем бюджетном периоде. После полного возмещения инвестиционных затрат и установленной нормы прибыли инвестору, а также по истечении срока действия Соглашения о ГЧП либо при условии его досрочного расторжения право собственности на построенные объекты переходит публичной стороне. Финансирование по проекту предоставляется кредитной организацией под залог прав аренды земельного участка, построенного объекта и гарантии по выплате арендного платежа.

    - Этот механизм уже работает?

    - Первый пилотный проект, реализуемый по данной схеме ГЧП, - это проект строительства социальных объектов в ХМАО. Внешэкономбанк является инвестиционным консультантом по данному проекту, НАМИКС выступает в качестве технического консультанта Внеш экономбанка. Самые большие сложности возникают в части выбора земельных участков и определения требований к проектам детских садов и школ.

    - Как эти проблемы решить?

    - Мы рекомендуем использовать при комплексной застройке проекты повторного применения, в том числе поддержанные минрегионом, которые уже прошли адаптацию в других регионах и являются победителями различных конкурсов, в частности, конкурса Фонда "РЖС" "Дом XXI века". Если применять эти типовые проекты, то, с одной стороны, мы удешевим строительство, с другой стороны, ускорим возврат средств, и качество будет высоким, потому что эти проекты проверены временем. Поэтому сейчас ведется работа по формированию альбома проектов повторного применения. Мы хотим рекомендовать Внеш экономбанку и ХМАО рассмотреть эти варианты. Если их устроят проекты, то они смогут их использовать, сэкономив время и средства.

    - В каких еще регионах планируются проекты по схеме ГЧП?

    - Заинтересованность в реализации проектов по этой схеме выражают Оренбургская, Астраханская, Челябинская, Свердловская, Ярославская, Брянская, Вологодская, Ульяновская области, а также Удмуртская Республика.

    - Нужно ли дорабатывать законодательную базу, чтобы ускорить развитие ГЧП в строительстве?

    - Необходимо комплексное совершенствование существующего земельного и градостроительного законодательства в целях введения единой процедуры для конкурсного отбора частного инвестора, совмещенного с предоставлением земельного участка. Поскольку целевое назначение земельных участков значительно шире целей, установленных действующим земельным законодательством, необходимо упрощение действующих и создание новых понятных процедур.

    Поделиться