На сто тысяч человек - до 4,2 млн - вырастет в этом году число иностранных гостей, посетивших Москву, считают в столичном Комитете по туризму и гостиничному хозяйству. И все же в ведомстве полагают: это ничтожно маленький показатель, Москва явно недооценена по своему туристическому потенциалу.
Чтобы сделать город более привлекательным для иностранных гостей, нужно для начала выявить слабые места в туриндустрии. Масштабное исследование, которое затеяли столичные власти, поможет в этом разобраться.
В первую очередь, как пояснили "РГ" в комитете по туризму, будет проведен мониторинг качества оказания туруслуг ведущими операторами на московском рынке. На эти цели из бюджета города выделяется 1,4 млн рублей. Оценивать будут по качеству организации туров и экскурсионного обслуживания, транспортным услугам, гостиничному комплексу и системе питания. "Слабые места столичной туриндустрии мы и без проверок хорошо себе представляем, - говорит пресс-секретарь комитета Михаил Дубровский. - К примеру, одно из них - некачественный сервис из-за незнания английского языка. Не добавляет посетителей мегаполису и его неблагоприятная транспортная обстановка". Далее - трудности в получении визы вкупе с высокой стоимостью авиаперевозок. Но, по словам Дубровского, этих знаний недостаточно. Необходимо оценить весь масштаб происходящего на туристическом рынке.
"Исследование, - говорит Дубровский, - стартовый этап. Оно ляжет в основу концепции дальнейшего развития туриндустрии в Москве". Некоторые ее направления уже намечены. К примеру, столице остро не хватает саморекламы. Зачастую все представления о Москве вмещаются в один ассоциативный ряд: икра, водка, балалайка, медведи... По мнению столичных властей, для изменения имиджа города надо предпринять огромные усилия. Так, только на рекламу в рамках программы "Развитие индустрии отдыха и туризма в Москве в 2012-2016 годах" будет выделено 280 млн руб., в том числе 65% - на продвижение российской столицы на международном туристическом рынке. Эти средства пойдут на рекламно-информационную кампанию на российских и иностранных телеканалах, а также публикацию печатных материалов рекламного характера в зарубежных СМИ в США, Великобритании, Индии, Франции, Италии, Испании, Германии, Бельгии, Японии.
Среди приоритетных направлений программы - создание благоприятных условий для зарубежных гостей (от создания единого call-центра до новых экскурсий), а также развитие гостиничного хозяйства столицы.
Справка "РГ"
Второй год подряд первое место в рейтинге привлекательности стран для туристов занимает Швейцария. В первой десятке находятся Германия, Франция, Австрия, Швеция, США, Великобритания, Испания, Канада и Сингапур. Среди бывших республик Советского Союза самой интересной для туристов стала Эстония, которая заняла 25-е место рейтинга. Россия на 59-м месте. (По данным turist.rbc.ru).