Новости

23.08.2011 00:49
Рубрика: Экономика

Стратегией по бездорожью

Дефицит инфраструктуры сдерживает развитие Дальнего Востока

Для реализации стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока до 2025 года, по оценкам министерства регионального развития, потребуется более 7 трлн рублей инвестиций. Для того чтобы в срок реализовать эту стратегию, необходимо ежегодно вкладывать 150-180 млрд рублей.

"Мы обеспечиваем эту цифру ежегодно с 2007 года как из бюджета, так и из внебюджетных источников, - подчеркнул заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Геннадий Алексеев. - Поэтому цифра 7 трлн рублей меня не пугает. Я уверен, что это реальный показатель, которого можно достичь, если мы сумеем скоординировать усилия государства, регионов, муниципалитетов и бизнеса".

По мнению экспертов, основным препятствием для развития бизнеса и привлечения инвестиций является острый дефицит инфраструктуры на Дальнем Востоке. До 2011 года развитие региона шло по пути бюджетного финансирования. В этом году создается фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, который должен помочь решить задачу привлечения внебюджетных инвестиций для реализации инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке. ВЭБ назначен главной кредитной финансовой организацией по привлечению инвестиций на Дальний Восток.

По словам директора центра государственно-частного партнерства Внешэконом- банка Александра Баженова, будет сформирован специальный механизм финансирования проектов, который ориентируется на так называемый стимулирующий эффект.

"Мы готовы поддерживать те виды субординированных кредитов, которые привлекаются из коммерческих источников, - отметил Александр Баженов. - Таким образом для привлечения кредитов коммерческих организаций можно существенным образом улучшить качество проектов, снизить риски и создать возможности для того, чтобы более широко участвовать в финансировании этих проектов".

Отсутствие развитой инфраструктуры на Дальнем Востоке сдерживает развитие не только таких крупных проектов, как освоение месторождений золота, урана, нефти, но в первую очередь не дает развиваться малому и среднему бизнесу в сфере сельского хозяйства, рыболовства, туризма.

"В дополнение к глобальным проектам по освоению месторождений нефти, железной руды, урана, угля и т.д. нужно создавать предприятия малого и среднего бизнеса, для того чтобы получился самодостаточный макрорегион, а не просто кладовка с ресурсами, - уверен Геннадий Алексеев. - Развитие туризма - это самый лучший способ для развития комфортной инфраструктуры. Туризм является для нас одним из важнейших направлений. Когда мы планируем строительство дорог, то в первую очередь планируем, как они будут использоваться с точки зрения развития туризма".

Еще одним ключевым проектом с точки зрения развития инфраструктуры не только на Дальнем Востоке, но и на всей территории Северо-Востока России является строительство трансконтинентальной магистрали, которая соединит Россию и Америку. Проект включает в себя строительство не только железной дороги, но и автомагистрали, а также ЛЭП и оптоволоконных линий.

По словам и.о. председателя государственного научно-исследовательского учреждения "Совет по изучению производительных сил" Виктора Разбегина, строительство только части трансконтинентальной магистрали между Евразией и Америкой - железной дороги и тоннеля под Беринговым проливом - обойдется в 60-70 млрд долларов. Но инвестиции при реализации этого проекта не являются препятствием. "Основная проблема лежит в политической плоскости, - уверен Виктор Разбегин. - Довольно сложно договориться странам - участницам этого проекта: России, США, Канаде, а также заинтересованным странам Восточной Азии".

В 2010 году грузопоток между Восточной Азией и Северной Америкой составил 370-380 млн тонн, а к 2030 году, по разным оценкам, увеличится до 460 млн тонн. "Если доля России составит 15-20% от этой цифры, то проект сможет окупиться за 15-20 лет, - считает Виктор Разбегин. - Можно хорошо понять источники окупаемости это проекта. Для Якутии строительство железной дороги снизило стоимость завоза тонны груза в 7-8 раз. Этот проект ключевой с точки зрения развития всей инфраструктуры северо-востока России".

Проект транспортного коридора Евразия-Северная Америка

Экономика Макроэкономика ДФО
Добавьте RG.RU 
в избранные источники