Молдавская оперная дива десятилетиями прославляла советское искусство. Ее любили миллионы, от крестьян до генсеков. Сегодня в тихом доме в центре Кишинева рядом с ней только младшая сестра. Комнаты полны тишины, рояль звучит очень редко. На стенах фотографии хозяйки дома, на которых чернобровая красавица молода и ослепительно хороша. В кресле сидит уставшая женщина с глухим голосом. Время пощадило только глаза. Они молоды. И улыбку. Она обворожительна.
"К Богу скоро..."
При советской власти мне жилось хорошо. На то время пришлось мое детство, молодость, становление и расцвет как артистки. Меня везде поддерживали и помогали. То время поддерживало искусство. Я очень сомневаюсь, что сегодня поддержат пусть даже расталантливейшую девочку из молдавского села. Впрочем, и не только из молдавского...
Мне Москва всегда помогала! "Госконцерт", "Союзконцерт", Большой театр - как только я произношу эти слова, в горле ком от благодарности ко всем тем, кто там работал. От той страны я получила все. Все звания и регалии. От народной артистки СССР до Героя Социалистического труда. Сегодняшняя Молдова меня тоже наградила орденом "Республики", тоже почетная награда. Я получила ее одна из первых. Правда, сейчас ее уже многие получают…
Это дает хоть какую то радость человеку, может и иллюзорную, но уверенность в том, что ты нужен и тебя помнят. Материально это ничем не подкрепляется. Пришла старость с болезнями, а пенсия у народной артистки Советского Союза 1843 лея, это где то 150 долларов США. Вот так и живу на это позорище.
Знаете, я сейчас не люблю давать интервью, болею сильно, частые больницы, постоянные печали, бессонные ночи. Что об этом говорить? К тому же я сейчас не пою, не гастролирую. Но надеюсь, что Бог мне поможет, и я еще на сцену выйду. Еще хватит сил и голоса на исполнение романсов. Я очень их люблю, для меня эталоном в этом жанре была и есть Алла Баянова, кстати, моя землячка - она родилась в Кишиневе. Всегда думаю, где она брала столько огня и драматизма. До слез пробирает.
Журналистам часто отказываю в общении. Обижаются. Они меня постоянно тянут в политические лабиринты. Не хочу этого. Мне же еще жить здесь, среди этих политиков, сегодняшних. Врать не хочу. К Богу скоро. А правда моя не нравится хозяевам сегодняшней жизни. Они же ничего еще не умеют, нет опыта ни государственного ни политического. Не знают еще, в какую лодку садиться. Вот и болтает их из стороны в сторону. Бьются об европейский берег, да никак к нему причалить не могут. А жизнь то у нас очень трудная, и люди многим недовольны.
Диски с моим голосом разошлись по миру миллионными тиражами, каких только званий и лауреатств не имею - а пенсия меньше двухсот долларов в месяц. Знаю, что в России Герои Соцтруда получают пенсию, эквивалентную тысяче американских долларов.
Я же за свою звезду не получаю ни копейки - у нас об этом и говорить вроде как стыдно. Только мне-то чего стыдиться? Все заработала трудом, голосом своим. Я ж из концертов не вылазила. Никаких протеже и блатов. Все Маша заработала собственными связками и бронхами.
Теперь мне говорят: "Мария Лукьяновна, сегодня у нас не принято объявлять "Народная артистка Советского Союза". Покажите мне того кто все это "не принял"? Кто решил переписать историю набело? Я сказала: как умру - чтобы у гроба перечислили все мои звания и премии, ленинские, государственные. Мне и перед Богом их стыдиться не с чего. Все колоссальным трудом заработала. Вот, не выдержала все-таки, и вам про политику наговорила. Потому что болит это все. И кровит…
"Бурьян лучше роз..."
Я же пела и на таджикском, и на русском, и на армянском языках. Таджики плакали, а армянки говорили: "Маруся, ты - наша..." Людей любить совсем не трудно, это моя мама всегда говорила, она прожила 96 лет. Ни одной буквы не знала, но ума была колоссального. Природного. У меня все от нее. С детства выйду в виноградники и так запою, что птицы замолкали. Во мне песни сидели внутри и постоянно рвались наружу. Когда произошла беда в Чернобыле, я пела несколько концертов в Припяти для ликвидаторов. Они приходили на концерт из того ада - с обгоревшими лицами, все в белой пыли… В скафандрах.
Думаю, что мой лейкоз там и зародился. Там, в Чернобыле, один пожилой мужчина подошел к сцене с бутылкой "Каберне" в руках и говорит мне: "Спойте нам чево, чево сан..." И смех и грех. Как я могла ему отказать?! Да никогда в жизни!
Мы же тогда за деньгами так не гнались как сейчас все гоняются. Я двадцать шесть лет была депутатом Верховного Совета. Письма ко мне приходили мешками, моя сестра Валя была ответственна за депутатскую почту. Рассылала от моего имени посылки и письма по всей стране. Больше четверти века я всю зарплату депутата отдавала своим избирателям, помогала всем, чем могла.
Вообще Советский Союз - это моя ностальгия. Я его объехала весь вдоль и поперек. В месяц пела по семнадцать спектаклей.
И никогда не хотела уехать. Предлагали головокружительные контракты в Японии и в Италии. Боже сохрани! Сейчас вот модно говорить, что власти не пускали. Меня пускали. Сама не хотела. Я без своей Молдавии, без своего поля и травы у дороги жить не могла. Где бы ни была, в каком краю, но всегда домой рвалась. Вдохну кишиневский воздух - и состояние счастья.
Я очень люблю Россию. И переживаю за нее сильно, постоянно смотрю российское телевидение. Разное у вас там творится: взрывают, убивают людей, но Россия была и будет во многом первой. Как раньше говорили - передовой.
Москва же все для меня сделала, все звания, и все премии все Москва дала. Как я могу это забыть и не быть благодарной. Несколько лет назад я тяжело заболела. Лейкоз. Ну, думала, это все, прощай белый свет. Опять меня Москва спасла, позвонили из Российского посольства, справились о моих бедах. Из Москвы прилетел врач из института гематологии, и меня туда забрали. Там врачи сутками не отходили от меня. И, что немаловажно для артистки с нищенской пенсией, - не взяли ни копейки за лечение. Хотя я иностранка теперь в чистом виде. "Мы помним добро и Ваш талант", - сказал мне главный врач той клиники, а это эффективнее лекарств.
Надеюсь, что выкарабкаюсь и еще спою. Петь все еще хочу! Бывает, ночью снится сцена, свет, и голос слышу. Свой голос. Просыпаюсь, какая досада, что это все во сне. Я живу только тем, что у меня есть свой фестиваль оперного пения "Вас приглашает Мария Биешу", он уже восемнадцать лет каждую осень проходит в Кишиневе. Хочется, как-то молодежи нашей помочь. Заметить и как то поддержать. Сегодня таланту в чистом виде в разы тяжелее. Деньги перешибают многое. Вот в чем трагедия нынешнего времени.
Ко мне лет десять на каждый фестиваль прилетала Ирина Архипова, мы с ней были очень дружны. Она меня так и называла: "Моя сестренка.." Вот, а вы говорите - зависть актерская. Знаете, я же деревенская, воспитана на иных ценностях. Спасибо природе и маме моей, правильно научилась зерна от плевел отделять. Я с самой малочки знала, почем кусок хлеба, для меня зависть, злость и грех - неразделимые понятия.
Просто в искусстве, как и в других сферах жизни, есть люди из категории "твои" и не твои. Вот Вишневская - замечательная артистка, но мы никогда не общались. Просто она другой человек: Париж, Европа - это все иная энергетика.
Мне ближе запах земли и полевые цветы. Мой родной бурьян всегда был милее любых голландских роз. Нет, голландские розы очень красивы - но холодные. Тепла от них нет, несет холодом как от глянца.
Счастливая ли я? Да! Даже несмотря на сегодняшний диагноз. Такой успех, который был у меня, - мечта очень многих певиц. Счастлива, что жила в самолетах, пропадала на гастролях. Ради чего живет артист? Ради того мига, когда ты царишь на сцене, когда распахнуты сотни зрительских сердец, и ты кидаешь туда семена добра и света и они прорастают.
Это дороже всего на свете. О чем жалею? Порой о том, что ребеночка не родила… Не решилась, понимала что сцена перехлестнет, что ей отдам больше сердца, чем ребенку. Хотя сестра моя Валя меня ругает, она говорит, что вырастила бы его. Но ребенку мама нужна в первую очередь. Передайте России, что половина моего сердца осталась там. Что сцена Большого театра лучшая в мире. Лучшая!
Еще в России остались половина моих денег. Я свою государственную и Ленинскую премии положила, как тогда было принято говорить, "на книжку". В одну из сберкасс в центре Москвы. Так они там и лежат. Это несколько "Волг" по тем, советским, ценам.
Союз распался, я растерялась и не знаю, куда обратиться. У кого спросить эти деньги? Так и сижу растерянная до сих пор…
Мария Биешу, родилась в молдавском селе Волонтировка, после окончания сельскохозяйственного техникума была без экзаменов пиринята в Кишиневскую консерваторию. Все педагоги отмечали у нее редчайшую природную постановку голоса.
В ее репертуаре были ведущие оперные партии мира: Флория Тоска ("Тоска" Пуччини), Татьяна ("Евгений Онегин" Чайковского), Аурелия ("Аурелия" Гершфельда), Чио-Чио-сан ("Мадам Баттерфляй" Пуччини,), Лиза ("Пиковая дама" Чайковского), Аида ("Аида" Верди,).
Живет в Кишиневе.