Неизвестный пытался ослепить пилота А-320, взлетавшего из Внуково

В ночь на вторник неизвестный злоумышленник направил луч лазера в кабину взлетавшего из аэропорта Внуково аэробуса А-320. Вскоре после отрыва от земли командир воздушного судна, следовавшего рейсом Москва - Кемерово, сообщил диспетчеру, что на высоте 600 метров экипаж был ослеплен лазерным лучом зеленого цвета.

К счастью, пилоты не потеряли ориентацию, взлет был продолжен, в аэропорту Кемерова аэробус приземлился по расписанию. Тем не менее ситуация с растущим числом лазерных атак на пассажирские авиалайнеры требует принятия мер как в законодательном плане, так и в создании средств технической защиты от подобного рода хулиганства.

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий до семи лет лишения свободы за угрозу безопасности эксплуатации транспортных средств из хулиганских побуждений. При тяжких последствиях - до десяти лет. Хулиганов угроза лишения свободы на шесть лет за мелкую, как представляется сейчас, шалость, возможно, отрезвит.

Вместе с тем, пока закон будет рассматриваться, утверждаться, вступать в силу, надо предпринять срочные усилия для обеспечения безопасности пилотов гражданских самолетов. Тем более что ни технических, ни финансовых проблем здесь нет.

Как только усилились лазерные атаки, в прессе стали появляться сообщения, что где-то уже разрабатываются противолазерные очки, и если найдутся инвесторы, то в течение года что-нибудь может и получиться. В связи с этим можно лишь поблагодарить инициаторов-разработчиков защитной оптики и одновременно удивиться рассогласованности действий коммерческих и властных структур. Беспокоиться о безопасности воздушных судов должны в первую очередь авиакомпании, которым эти суда принадлежат.

Возникла лазерная угроза - что делать? Попытаться ее парировать. Для этого надо было всего-то обратиться в Военно-промышленную комиссию хотя бы за консультацией. Уверен, там быстро нашли бы предприятие, давно и успешно работающее в области создания защитных покрытий для оптических систем, и дали бы ему соответствующее поручение.

Этого не сделали, и оборонщики тоже выступили с инициативной разработкой. На прошедшем авиасалоне МАКС-2011 руководитель оборонного предприятия Сергей Сокол показал премьеру полностью готовые к производству противолазерные очки. Создали их специалисты Обнинского государственного научно-производственного предприятия "Технология", давно работающего на оборонку. Оптические системы - лишь одно из направлений его деятельности.

Вот что рассказал "РГ" главный конструктор предприятия Владимир Викулин:

- Создать противолазерные очки - дело совсем не простое. Эффективную защиту от мощного излучения может обеспечить только многослойное напыление специально подобранных отражающих веществ, толщина которых измеряется наноразмерами. К тому же стекло должно иметь особую геометрическую форму. Над очками, которые показали Владимиру Путину, работал коллектив высокопрофессиональных специалистов. И работы еще продолжаются. Нам удалось найти оптимальное сочетание различных слоев напыляемых покрытий, которые в сумме отражают до 98% светового потока лазерного луча. Стоимость их будет невелика, и в принципе любой пилот может купить их самостоятельно, не дожидаясь указаний хозяев авиакомпаний. Однако лучше это делать централизованно.