Новости

24.08.2011 00:56
Рубрика: Культура

Конец "Ленфильма"?

Споры о судьбе киностудии предлагается вести при открытых дверях

Киностудия "Ленфильм", являющаяся сегодня акционерным обществом со 100-процентным государственным участием, скоро может получить еще одного хозяина. Готов проект указа президента России "Об открытом акционерном обществе "Объединенная киностудия "Ленфильм", который подготовило министерство культуры. Он согласован с минфином и минэкономразвития, сообщили "РГ" в обоих ведомствах. И даже, говорят, уже придумали новый бренд студии: "Ленфильм - XXI век", хотя официально это не подтверждено.

Как стало известно "РГ" из своих источников, недавно министерство культуры направило проект указа в минюст. В течение месяца он может поступить в правительство. Но уже сейчас документ вызвал шумные дискуссии.

Кинодеятели бьют тревогу, опасаясь за судьбу государственного "Ленфильма", который, по сути, перейдет в частные руки. А экономисты, напротив, считают, что такой подход должен быть не только к искусству, но и к науке при финансировании конкретных исследований и проектов. Об этом "РГ" сказал руководитель Экономической экспертной группы, заместитель главы Общественного совета при минфине Евсей Гурвич. Он не видит трагедии в том, что на "Ленфильм" придет частный инвестор, который сделает студию прибыльной. "Государство вместо того, чтобы содержать убыточное учреждение, сможет финансировать высокохудожественные и высоконравственные отдельные кинопроекты", - поясняет свою позицию Гурвич.

Сложить и разделить

Заместитель директора департамента кинематографии минкультуры Игорь Каллистов, рассказал "РГ", по какой схеме предлагают создать ОАО. Государство внесет во вновь создаваемое акционерное общество весь принадлежащий ему пакет акций ОАО "Киностудия "Ленфильм" в обмен на 25 процентов плюс 1 акцию (блокирующий пакет) этого нового общества. Таким образом, имущество "Ленфильма" (несколько производственных корпусов, 4 гектара земли в центре Петербурга) полностью из-под контроля государства не уходит. Остальной пакет получит стратегический инвестор (холдинг "АФК-Система"), который внесет в уставный капитал общества имущественный комплекс своей дочерней структуры - ЗАО "Всемирные русские студии" (RWS), одного из первых частных предприятий отечественной киноиндустрии. Комплекс расположен под Петербургом рядом с Черной речкой, его площадь составляет свыше 11 тысяч квадратных метров. На строительство первой очереди было потрачено более 100 миллионов долларов.

Весь этот комплекс, как и комплекс "Ленфильма", Росимущество будет оценивать, исходя из рыночной стоимости зданий и земель, сказали "РГ" в ведомстве, добавив, "когда будет принято соответствующее решение". Это необходимо для того, чтобы обеспечить равноценный обмен имущественных взносов сторон на выделяемую им долю в уставном капитале ОАО "Объединенная киностудия "Ленфильм". Если стоимости имущества стратегического партнера окажется недостаточно для оплаты своей доли, то ему будет необходимо внести недостающую часть денежными средствами.

Однако, узнав об этих планах, известные режиссеры Александр Сокуров, Алексей Герман, Константин Лопушанский категорично заявили, что объединение государственной киностудии с коммерческим концерном "означает конец "Ленфильма" и как культурно-исторической национальной ценности, и как независимого производителя высококлассной национальной кинематографической продукции". Так как частный бизнес ориентирован в первую очередь на прибыль, а не на искусство. А кинорежиссер Эльдар Рязанов высказался еще более трагично: "Продажа "Ленфильма" - это катастрофа для кинематографа и культуры".

Продажа

или партнерство

Предложенную схему в минкультуры называют государственно-частным партнерством. "Ни о какой приватизации речь не идет, речь идет о таком эксперименте - создании открытого акционерного общества, в котором каждая из заинтересованных сторон поучаствует", - сообщила информагентствам заместитель министра культуры РФ Екатерина Чуковская. И добавила, что министерство культуры не видит основания для беспокойства о дальнейшей судьбе "Ленфильма", поскольку степень участия государства и "АФК-Система", по ее словам, будет прописана правительством. Чуковская еще раз подчеркнула, что речь идет и об использовании совместного имущества, и о вложении бюджетных средств.

Три года назад, напомним, премьер-министр Владимир Путин поручил министерству культуры разработать механизмы частно-государственного партнерства в киноотрасли. Поводом стала сложная финансовая ситуация - примерно 80 процентов российских фильмов не окупаются. Старейшие государственные кинофабрики - "Ленфильм", Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького, Свердловская киностудия - уже не могли дальше развиваться без частных инвестиций. Но бизнес не спешил вкладывать в них деньги. И его надо было в этом как-то заинтересовать. В прошлом году в министерстве частно-государственное партнерство решили начать на базе Свердловской киностудии. Но пока говорить о его деятельности сложно - процесс застрял в бумагах. Киностудии имени Горького найти заинтересованного партнера пока не удается. С "Ленфильмом" ситуация сложилась наиболее благоприятно - киностудией заинтересовался профильный инвестор. По мнению исполнительного директора Центра развития государственно-частного партнерства Николая Студеникина, к сожалению, среди государственных органов нет единого мнения о том, что означает это самое партнерство, поскольку такое понятие на федеральном уровне законодательно не определено. "Главный принцип партнерства - это когда и государство, и частный инвестор четко договариваются об инвестициях и рисках, и сначала делят их, а потом уже прибыль", - заключает эксперт. В случае с "Ленфильмом" ни о разделении рисков, ни о каких-либо инвестициях в объект речи не идет, это в чистом виде приватизация госсобственности, что вместе с тем может быть само по себе и выгодным для развития предприятия, говорит он. Поэтому называть это "проектом государственно-частного партнерства" в современном понимании не корректно, разве что в самом широком смысле - как любое взаимодействие государства и бизнеса, уточняет Студеникин. Производство кино, по его словам, - это бизнес с высокими рисками, и в мировой практике государство им не занимается. Другое дело, что некоторые объекты из сферы культуры можно передавать в управление частному партнеру, сохраняя право собственности: такую модель в свое время рассматривала Москва в отношении кинотеатров, находящихся в собственности субъекта (по концессионной модели), и тогда это действительно государственно-частное партнерство.

По мнению другого российского эксперта по проблемам приватизации, директора Межведомственного аналитического центра Юрия Симачева, продавать "Ленфильм" по классической приватизационной схеме, с аукциона или по конкурсу, гораздо рискованнее, чем объединить доли со стратегическим инвестором. На его взгляд, предполагаемая сделка может стать "многообещающей и полезной для предприятия, которое получает инвестиции". "Такая новая форма частно-государственного партнерства позволит государству избежать перепрофилирования студии и привлечь необходимые средства на ее модернизацию", - поясняет эксперт. В министерстве культуры также исходят из этого. "Мы против прямой приватизации, которая плохо защищает объекты социально-культурной сферы от будущего перепрофилирования, и готовы доверить "Ленфильм" профильному инвестору", - говорит Игорь Каллистов.

Не забыть бы

про овраги

Иными словами, киностудии "прописали" частно-государственное партнерство с элементами приватизации или приватизацию с элементами партнерства. В то же время студию можно было сдать в концессию, как дороги. Здесь не в названии дело, а в возможности найти инвестора. На концессию никто не решился. А на гибрид приватизации с частно-государственным партнерством охотник нашелся.

Но, как говорится, гладко было на бумаге... Юрий Симачев напоминает, по его мнению, о самом ключевом моменте. Все требования к инвестору должны быть четко оговорены в договоре. И особое внимание надо уделить справедливой оценке имущества партнеров, чтобы не продешевить с обменом. Кроме того, продолжает эксперт, когда сделки происходят с такими резонансными исторически и социально значимыми объектами, на них необходимо получить общественное согласие, то есть обсудить со всеми участниками процесса, особенно с представителями киноискусства. "Недостаток информации - почва для искажений, спекуляций на слухах. Нужно, чтобы государство четко ответило на вопросы, что получит студия от частного партнера в ближней и дальнесрочной перспективе", - замечает эксперт. Замминистра культуры Екатерина Чуковская, по сути, согласилась с последним тезисом эксперта, признав: "Может быть, наша вина, что мы недостаточно ясно разъяснили, куда мы движемся".

На голодном пайке

Борясь с дефицитом бюджета, власти четко заявили, что государство будет выходить из неэффективных предприятий. А вопрос о приватизации киностудий возник давно, в начале 2000 годов. За 10 лет в списки приватизации три старейшие киностудии страны - детских и юношеских фильмов имени Горького, "Ленфильм" и "Мосфильм" - попадали не раз. Но ни одна так и не была приватизирована.

В 2007 году, разбираясь с их трудным финансовым положением, Росимущество предложило создать одну госкомпанию из трех. Обсуждался вопрос, что, возможно, все три киностудии передадут единой управляющей компании. Либо создадут кинохолдинг, в который войдут и кинопроизводители, и прокатчики. Руководители киностудий получили задание представить концепцию развития и провести технологический аудит производств, чтобы оценить затраты - во сколько обойдется их модернизация и какой груз ляжет на государство. Но после того, как "Ленфильм" (кстати, единственный из трех киностудий) представил пятилетний план развития и реконструкции, оценив затраты в 87 миллионов долларов, об объединении забыли.

"Мосфильм" тем временем возглавлял кинорежиссер Карен Шахназаров. И благодаря его таланту менеджера, студия не то, что сдала позиции, напротив - прирастила. И сейчас успешно развивается. А "Ленфильм" по-прежнему - на голодном пайке. Характерный штрих к экономическому положению студии. Зимой 2010 года на ликвидацию сложной коммунальной аварии с прорывом канализации там не могли найти 5 миллионов рублей. Трубы починили благодаря финансовой помощи благотворителей. "Ленфильм" нуждается в постоянных госсубсидиях. В одной из таких, почти на полмиллиарда рублей, на капитальный ремонт и реконструкцию, ему в начале августа 2011 года отказал минфин.

В марте 2011 года на студии сменился гендиректор. К слову, некоторые прежние управленцы покидали свои посты со скандалами и уголовными делами о махинациях и злоупотреблениях полномочиями. Одного гендиректора подразделения студии - "Ленфильм ТВ" - сотрудники ОБЭП несколько лет назад задержали по подозрению в присвоении полутора миллионов рублей, выделенных Управлением делами президента на съемки трех документальных лент. Другой за бесценок лишил студию в 2005 году части имущественных активов -семи объектов общей площадью 10 тысяч квадратных метров плюс плюс земельный участок. Все это было продано за 4 миллиона долларов, в десятки раз меньше рыночной цены. Третий продал на 10 лет права кинокомпании на телепоказы фильмов.

Нынешний гендиректор Владимир Шайдаков, который полгода назад принял хозяйство "Ленфильма", заявив, что "как кинопроизводящее предприятие оно сейчас в глубоком кризисе", сегодня утверждает, что ситуация изменилась. "Пошли заказы кинопроизводителей на павильоны, за счет повышения на 15-20 процентов арендной платы рассчитались с долгами по "коммуналке, пересчитали налоги, сэкономили", - сообщил он "РГ".

Вместе с тем, по его словам, случись в этом году холодная зима, возникнут новые проблемы. Буквально все павильоны, производственные фонды, стены, котельные нуждаются в капитальном ремонте. "Электрика, пожарная сигнализация - еще одна больная тема, добавляет он. "Звук, свет, реквизит - все отстает. У нас нет даже современных кинокамер, чтобы оказывать услуги по кинопроизводству, создавать свое. Средняя зарплата на "Ленфильме" - 13,5 тысячи рублей. "Без инвестиций студия может жить, но не может развиваться, быть конкурентоспособной", - подчеркивает гендиректор.

Тем временем

"Мы заинтересованы развивать именно кинематографический бизнес", - говорит вице-президент "АФК-Система" Ирина Потехина. - Наша компания не занимается девелоперскими проектами. А вот развитие индустрии кино - наш профиль".

В Голливуде, приводит она пример, съемочные павильоны и рабочие студии давно вынесены из центра города. А в "сердце" мировой киноиндустрии работает Кодак киноцентр, премьерные кинотеатры. Поэтому в том, что часть легендарных студий из знаменитых павильонов "Ленфильма" на Каменноостровском проспекте переместятся в новостройку на Черную речку, в новые, технически оснащенные, со всеми удобствами павильоны новой студии "Ленфильм ХХI век", ничего страшного инвесторы не видят.

Кстати

Как сообщили "РГ" в минкультуры, после реорганизации в начале 2000-х годов государственной киностудии "Ленфильм" нынешнее ОАО "Киностудия "Ленфильм" не является правопреемником богатейшей коллекции фильмов, созданных той дореформенной студией до 1993 года. Так что в руки стратегического инвестора она не попадает, оставаясь , как и сейчас, государственной собственностью.

Алексей Герман: не проводите над нами опыты

Алексей Герман: Каждое разумное существо, перед тем как ему приступить к какому-то действию - отточить ли палочку, чтобы достать гусеницу из-под коры дерева, или построить Днепрогэс, задается вопросом: зачем? В первом и во втором случае ясно зачем. У меня как у нормального члена общества возникает вопрос: зачем отдавать в руки человеку, ничего не понимающему в кино, киностудию, которая, между прочим, сейчас на Венецианском кинофестивале будет представлена большим шедевром Александра Сокурова "Фауст" и короткометражным фильмом Алексея Германа-мл. "Из Токио"? А ведь по сути г-ну Евтушенкову "Ленфильм" дарят. Подарочек слишком громоздкий, чтобы его уложить в коробочку и перевязать красивой ленточкой, но он очень ценен. Почему нас продают, как крепостную деревеньку, - вместе с художниками, декорациями, костюмами, которые собирали на протяжении нескольких десятилетий?

Российская газета: История взаимоотношений "Ленфильма" и главы АФК "Система" длится уже не один год. В апреле 2010-го состоялась встреча руководства и представителей общественного совета "Ленфильма" и Евтушенкова, на которой как будто все пришли к благополучному решению вопроса о судьбе киностудии.

Герман: Мы с Евтушенковым впервые скандально встретились в кабинете главы Петербурга Валентины Ивановны Матвиенко, где он сказал, что отступается от "Ленфильма", что он строит свою студию в стороне. Но как нам стало потом известно, своим людям он сказал: "Ничего, еще приползут". Проходит короткое время, "Ленфильм" уже выходил из долгов, становился на ноги, и тут обрушился финансовый кризис. Мы приглашаем представителей совета директоров студии помочь нам, пишем Евтушенкову, он не читает письма. Мы ищем выходы из сложившейся ситуации. И, наконец, Евтушенков приезжает на "Ленфильм". Читая сегодня стенограмму этой встречи, погружаешься в прелестный мир доверия, благожелательности, обещаний, попыток понять друг друга. Мы задаем вопросы и тут же получаем развернутые ответы, в которых Евтушенков нам обещает: да, студия останется на Каменноостровском проспекте, да, мы ее сейчас немножко поддержим (речь шла о 10-15 млн долларов. - Е.Б.), а потом начнем постепенно реконструировать. "Вы хотите возродить худсовет? - спрашивал нас Евтушенков. - Да, конечно, так и будет! Вы хотите воспитывать молодежь, как вы до этого делали? Да, конечно, мы в этом очень заинтересованы", - говорит нам Евтушенков. В прекрасном настроении мы все расходимся. Не проходит и месяца, по каналу НТВ мы слышим обратное: студия переедет в павильоны RWS, которые - надо особо заметить - совершенно не приспособлены к съемкам художественного кино, а лишь для производства небольших телевизионных фильмов.

Как мы можем верить этому человеку? Мы видим лишь жгучее желание обрести бренд "Ленфильма" и жгучее желание обогатиться. И все.

Глава вторая. Я бы ее назвал "Гюльчатай, открой личико". Кто вы, господин Евтушенков? У нас существует стенограмма, где глава АФК "Система" говорит, что он лично назначил директора "Мосфильма" Карена Шахназарова. И, кстати, жалеет об этом, потому что творцов не надо назначать. Впрочем, насчет творцов не стоит преувеличивать - не Тарковского назначил. Так кто же этот человек?

Я это говорю, и меня заливает непонимание и гнев. Как это может быть, что в демократическом государстве какой-то богатый человек назначает директором очень большой и важной для страны киностудии своего человека? Если происходит то, что происходит сейчас, то, получается, что государство не нужно вовсе.

РГ: Едва ли не во всех статьях, посвященных данной ситуации, красной строкой проходят сетования на бедственное положение студии.

Герман: Да, на протяжении многих лет четвертая власть, то есть пресса, готовила этот подарок Евтушенкову. Газеты писали: "Ленфильм" разрушен, падают балки, обрушились сортиры, ничего не работает!" Но ведь это не так. И в этом убедиться не пожелал ни один чиновник от культуры. На "Ленфильме" никогда не был министр культуры, что нынешний, что прежний. Никогда не была замминистра по культуре г-жа Чуковская, которая на не очень изящном русском языке говорит, что минкультуры благодарно таким людям, как Евтушенков, готовым взять на баланс разваливающуюся киностудию. Но хорошо бы ей хоть раз приехать к нам, посмотреть, что на самом деле происходит на обедневшей, но изо всех сил старающемся работать, не поступаясь своими творческими принципами, "Ленфильме".

РГ: Г-жа Чуковская заявила, что ни о какой приватизации речь не идет и что власти планируют осуществить эксперимент по созданию открытого акционерного общества.

Герман: Но, простите, это эксперимент над живыми людьми! Как вы знаете, когда после экспериментов на мышах лекарства пробуют на людях, добровольцы должны давать подписку, что они согласны. Мы же этой подписки не давали. И не даем! Мы не согласны, чтобы на нас проводились опыты. Причем эти "экспериментаторы" сами признаются, что даже не предполагают, каков будет результат этого частно-государственного партнерства.

Повторяю, "Ленфильм", хотя и съежившаяся, хотя и уплотнившаяся и, увы, утратившая часть имущества, но действующая студия. Вы знаете, что ко мне на картину "Трудно быть богом" специально приезжал высокопоставленный чиновник из Англии, чтобы посмотреть на огромные, двухэтажные, с выходом на улицу, декорации средневекового замка. И, надо заметить, компьютерную графику картины обеспечивает именно "Ленфильм". Мы не едем ни в Америку, ни в Финляндию - то, что делает "Ленфильм", нас более чем устраивает.

РГ: Некоторые эксперты утверждают, что "Ленфильм" превратился в тяжеловесный инфраструктурный объект кинематографии, который, по сути, висит на шее государства.

Герман: Да нет же этого. Безусловно, киностудия бедна. Но мы уже начинаем вкладывать в картины и свои средства. Мы выбрались из долгов. Студия может продолжать существовать и медленно переоснащаться, что и происходит. Сейчас, например, переоснащается звукоцех. Действительно, у нас проблема со съемочной техникой, действительно, мы должны брать ее в лизинг. Но все это решаемые проблемы. И в этом нам должно помочь государство просто потому, что мы собственность государства. Давайте оставим Евтушенкову евтушенково, а "Ленфильм" - в подчинении государства. Киностудии лишь надо чуть-чуть помочь. И понятно, что, когда Ленфильм станет более совершенным технически, у него появится больше заказов и он сможет больше заработать. Кстати, при недавнем опросе выяснилось, что 77% петербуржцев считают необходимым оставить "Ленфильм" государству.

РГ: Почему минфин отказал в субсидии "Ленфильму"?

Герман: Как мне кажется, сейчас в России как никогда важны отношения. Когда мне открытым текстом говорит Евтушенков: "Я сегодня ужинал с тем-то", и называет фамилию чиновника очень высокого ранга, я понимаю, что, видимо, там решается и наша судьба.

РГ: По мнению директора "Мосфильма" Карена Шахназарова, сегодня студии не должны иметь никакого отношения к творчеству, их компетенция - лишь производство проектов различных кинокомпаний.

Герман: Да, "Мосфильм" - не производящая студия. Она сдает свои площади и на этом жирует. Кстати, Шахназаров лукавит, когда говорит, что "Ленфильм" и "Мосфильм" находились в равном положении и, мол, какой он молодец, вытащил свою студию из "ямы". Он почему умалчивает, что "Мосфильм" получил 9 заказов накануне кризиса только от Лужкова, а "Ленфильм" получил лишь один заказ и то лишь в прошлом году от Петербурга. Что очень важно - на сказку, иначе говоря, некоммерческое кино, которое не является приоритетом для студии RWS.

И еще один интересный нюанс. Год назад сам Шахназаров сокрушался, что "Мосфильм" перестал производить свои картины и что надо обязательно вернуться к этой системе, по которой существовали киностудии страны в советское время и которую мы пытаемся на "Ленфильме" как раз сохранить.

И, посмотрите, происходит странная вещь. Почему-то же министерство культуры, та же самая власть театром занимаются более внимательно, чем кино. Любой театр настроен на то, чтобы выражать свою собственную художественную сущность, а это выражается только в постановке собственных спектаклей, сохранении собственного лица. И мы видим - одно лицо у Малого драматического театра Льва Додина, другое лицо у театра "Современник", руководимого Галиной Волчек, и т.д. Почему это необщее выражение лица недоступно кино?

Государство хотело бы переложить ответственность на художников за то, что россияне не ходят смотреть отечественное кино. Мы категорически это отрицаем. Причины этого надо искать в другом.

Культура Кино и ТВ Будущее "Ленфильма" Персона: Алексей Герман-старший
Добавьте RG.RU 
в избранные источники