В Кузбассе компания Искандера Махмудова ввела в эксплуатацию современную обогатительную фабрику

На Краснобродском угольном разрезе накануне Дня шахтера введена в опытно-промышленную эксплуатацию обогатительная фабрика "Краснобродская-Коксовая". Это еще один серьезный шаг в развитии крупнейшей в России добывающей компании "Кузбассразрезуголь" (контролируется Искандером Махмудовым) и всей отрасли.

В торжественной церемонии открытия предприятия, построенного на промплощадке старейшего угольного разреза Кузбасса (он начал работу еще в 1947 году), приняли участие губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, генеральный директор ООО "УГМК-Холдинг" Андрей Козицын и директор ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" Игорь Москаленко. А перерезать символическую красную ленточку доверили молодым специалистам, получившим профессию по целевому направлению холдинга. Молодым людям в числе 223 работников предстоит трудиться на современном предприятии, отвечающем самым высоким мировым стандартам. При средней заработной плате около 25,5 тысячи рублей ожидается, что в бюджеты всех уровней будет поступать порядка 500 миллионов.

Производственная мощность фабрики рассчитана на ежегодную переработку трех миллионов тонн коксующихся углей марки "КС". Из сырья, добываемого на Новосергеевском поле Краснобродского разреза, предполагается ежегодно получать 2,4 миллиона тонн угольного концентрата с зольностью не более восьми процентов (для сравнения: зольность рядовых углей - двадцать процентов). Это значит потребители, в частности - коксохимические производства Магнитогорского и Новолипецкого металлургических комбинатов, а также группы "Северсталь", получат высококачественную и конкурентоспособную продукцию по экономически оправданным ценам.

Создание таких фабрик - базовая часть реализуемой КРУ комплексной программы, предусматривающей переработку всего добываемого угля. К 2017 году компания намерена довести этот показатель до девяноста процентов, то есть перерабатывать и обогащать все угли, переработка которых технически возможна. А пока к четырем обогатительным фабрикам - "Бачатской-Коксовой", "Бачатской-Энергетической", "Вахрушевской" и "Кедровской" - добавилась пятая. "Краснобродская-Коксовая" обогащает угли по современной технологии, на новейшем оборудовании. Весь процесс контролирует комплексная автоматизированная система управления.

- За разработку систем автоматизации мы в 2010 году получили премию правительства России, - рассказал руководитель компании-генподрядчика Анатолий Ивушкин. - И нашими системами пользуются, в том числе - зарубежные предприятия. А эта фабрика - уже двенадцатая из построенных нами за девять лет. Она уникальна тем, что здесь полный цикл обогащения угля.

Кроме того, проектом максимально учтены природоохранные требования. На фабрике нет термических сушек продуктов обогащения, а значит и вредных выбросов в атмосферу. Отсутствуют и наружные гидроотвалы, являющиеся источником загрязнения подземных вод. Здесь замкнутый цикл: вся техническая вода, проходя через очистные сооружения, возвращается в производство. Плюс очистка (до высочайшего качества) питьевого водоснабжения, а также дождевых стоков.

Строительство обогатительной фабрики началось в августе 2007 года - как раз тогда, когда Краснобродский разрез отмечал 60-летний юбилей. Но успели поставить один лишь каркас административно-бытового корпуса.

- Из-за кризиса объект пришлось законсервировать, работы возобновились только в 2010 году, - уточнил Игорь Москаленко, получивший на церемонии открытия из рук Анатолия Ивушкина символический ключ от фабрики. - Фактически без учета проектирования и периода консервации строители справились всего за двадцать месяцев.

За это время были построено практически все: комплекс углеподачи, главный корпус обогащения угля, автоматизированный закрытый склад товарной продукции, бункер породы, котельная, инженерно-лабораторный комплекс. Смонтировано более 8,5 тысячи тонн металлоконструкций, установлено около 200 единиц основного и вспомогательного оборудования. В строительство и оснащение предприятия инвестировано более 3,3 миллиарда рублей, которые, как предполагается, оправдают себя уже через два с половиной года.

Часть инвестиций была направлена на реконструкцию, а значит - на увеличение пропускной способности железнодорожной станции, чтобы можно было доставлять добытый и обогащенный уголь потребителям. Таким образом, на "Краснобродской-Коксовой" создан мощный производственный комплекс, работа которого позволит ежегодно экономить шесть тысяч полувагонов для перевозки угля. Еще и поэтому пуск фабрики стал настоящим подарком области ко Дню шахтера. Ведь для Кузбасса, добывающего почти шестьдесят процентов всего российского угля (и в том числе 77 процентов - коксующегося), важно не столько количество добытого, сколько его качество и конкурентоспособность. А обогащенный уголь, стоимость которого вдвое выше, перевозить за 4,5 тысячи километров (расстояние до ближайшего порта) куда выгоднее.

- Ясно, что поставки рядового угля - это бесполезные затраты на перевозку миллионов тонн "пустой породы", - подчеркнул Аман Тулеев. - Это отвлечение тысяч железнодорожных вагонов, которых и так хронически не хватает.

Компания "Кузбассразрезуголь" намерена закупать и брать в аренду полувагоны, которых ей необходимо иметь в обороте более двадцать тысяч. И постепенно "сойти со старых рельсов": она уже сейчас занимается технико-экономическим обоснованием проектов, связанных с переработкой угля. В планах - строительство еще как минимум трех обогатительных фабрик - в Калтане, на Талдинском разрезе и на Бачатском. А также - появление собственной угольной электростанции и газификация угля.

- В развитых странах рядом с месторождениями строят перерабатывающие предприятия, и мы будем двигаться в этом направлении, - уточнил Андрей Козицын. - Уголь - это ведь не только материал для сжигания в топке. При газификации из угля получают метанол, а из него - целый спектр химпродуктов. Напомню, что только на Краснобродском разрезе запасы превышают 200 миллионов тонн, то есть угля хватит еще на тридцать с лишним лет.