Реконструкция Большого театра близится к завершению

Вчера основная сцена Большого театра "приоделась" - там установили занавесы. Первым был смонтирован живописный поднимающийся занавес - копия первого занавеса Большого театра "Въезд Минина и Пожарского в Москву".

Об этом нам рассказал официальный представитель генподрядчика Михаил Сидоров. Композиция полотна, по словам Сидорова, воссоздавалась по двум сохранившимся документам: гравюре 1859 года, раскрашенной вручную, из отчетного альбома о проекте Большого театра, и черно-белой архивной фотографии, хранившейся в музее Большого театра. Еще одним источником служило живописное панно из Александровского зала Большого Кремлевского дворца, созданное в том же 1856 году.

Первоначально занавес был выполнен в 1856 году живописцем Козроэ-Дузе. Художник, опираясь на традиции итальянских мастеров, выбрал один из ключевых сюжетов из истории Москвы. Работа Козроэ-Дузе вызвала единодушный восторг первых зрителей Большого театра. Среди них присутствовал император Александр II, который лично отметил мастера.

"Первый занавес был сшит из нескольких кусков ткани. Сейчас полотно приобрело идеальную гладкость, так как в мастерских был соткан холст шириной 24 метра и длиной 17 метров. Вес занавеса - более 700 килограмм", - отмечает представитель генподрядчика.

В рамках проекта реставрации было разработано комплексное оформление портала сцены. Воссоздан не только первоначальный поднимающийся занавес, но и основной раздвижной занавес, выполненный в 1955 году Михаилом Петровским по эскизам народного художника СССР Федора Федоровского. Правда, эскизы занавеса пришлось переработать, и теперь на нем нет советской символики и надписи СССР.

Работа в Большом театре не прекращается ни на минуту. Всего за несколько дней до установки занавесов на фасад исторического здания вернули точные копии скульптур муз Эрато и Терпсихоры. Гипсовые оригиналы были уничтожены взрывом авиационной бомбы во время Второй мировой войны.

Изначально музы для фасада были заказаны архитектором Альбертом Кавосом, который восстанавливал практически полностью сгоревшее в 1853 году здание театра. В 1941 году в результате взрыва от стоявших в нишах муз остались только осколки. Спустя год скульпторы Митрофан Рукавишников и Сергей Кольцов по собственному проекту выполнили из гипса фигуры муз, но они сильно отличались от первоначального замысла. Чтобы вернуть зданию исторический облик, "советские" музы сняли и передали в музей театра, а на фасаде установили новые - точные исторические копии. Высота нынешних Эрато и Терпсихоры - 3,5 метра, а вес каждой - более двух тонн. При их создании мастера использовали металлический каркас, сохранившийся с XIX века, нанизав на него части скульптур.

Теперь москвичи могут увидеть все обновленные фасады здания Большого театра. Они, как и задумывал Альберт Кавос, выкрашены в золотисто-песочный цвет. Боковые фасады снова украсили чугунные галереи, спроектированные архитектором. Его современников особенно восхищал вид театра по вечерам, когда галереи в свете горящих ламп представлялись им бриллиантовой нитью, лежащей на боковых фасадах...

Кстати

Гала-концерт, посвященный открытию театра после реконструкции, состоится 28 октября.