Недавний выпуск об А.А. Фете ("РГ - "Неделя" от 11 августа) вызвал несколько замечательных писем.
Автору одного из них, Анатолию Ивановичу Иванову - учителю физики из чувашской деревни Кудеснеры, с радостью передаю сегодня роль ведущего рубрики.
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
Афанасий Фет
18 сентября 1886 года
В вечерний час, глядя на закат солнца, рядом с собой всегда чувствую Афанасия Фета. Однажды в книжном магазине решил что-то купить для сынишек. Беру наугад книжку, где написано "для младшего школьного возраста..." Открываю, и на первой же странице - "На заре ты ее не буди..." Я вспомнил знаменитый романс и тут же купил книжку. А дома читаю:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Я ахнул - ведь эту картину я много раз видел в детстве! Мама тогда работала молочницей. В зимнее время невозможно было вывезти молоко с фермы, и вся тяжесть переработки легла на плечи моей мамы. В помощь себе она брала меня, шестиклассника. Закончив работу к 11 часам вечера, я выскакивал на улицу и, пока мать собиралась, с любопытством смотрел в ночное поле. Было светло как днем. Прямо над головой сияла полная луна. Когда возвращались домой, снег звонко скрипел под нашими ногами.
Читаю дальше:
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь, -
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
Я думал... не помню, что думал;
Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор...
Как хорошо, особенно в августе (именно в эту пору на Землю проливается метеоритный поток Персеид), выйти тихонько бродить в лунном сиянии! В этот миг душа восклицает: "Какая ночь! На всем какая нега!.." Долго наблюдаю за Млечным Путем, мыслями и глазами путешествую среди звезд. Мне кажется, что у каждой звезды есть своя планета, на которой очень даже могут быть разумные существа. Наверное, такие же мысли посещали Афанасия Афанасьевича Фета, когда он лежал "на стоге сена ночью южной лицом ко тверди". Стихи Фета я не только читаю, но и пою. При многократном чтении мне кажется, я улавливаю мелодию, заложенную в стихотворении, и в результате получается песня. Таких песен у меня набралось более двадцати... Стихи великих русских поэтов высвечивают музыку в читателе. Напоминают, что жить под солнцем, где моря, горы, реки, поля и леса - это счастье...
Анатолий Иванович Иванов, учитель физики, д. Кудеснеры, Урмарский р-н, Чувашия
Полюбившаяся многим читателям рубрика "Календарь поэзии" нашла свое продолжение в составленном Дмитрием Шеваровым календаре на 2012 год "Год с русскими поэтами". В этом издании церковные будни и праздники соседствуют с шедеврами классической поэзии, а также отрывками из дневников и писем Карамзина, Жуковского, Батюшкова, Вяземского, Пушкина, Баратынского, И. Аксакова... Уникальность календарю придает то, что все стихи и прозаические отрывки размещены в нем по дням их написания, по авторским датам. Книга - совместный проект двух крупнейших православных издательств - Сретенского монастыря (Москва) и Свято-Елисаветинского (Минск). Вот что пишет в предисловии директор издательства Сретенского монастыря иеромонах Симеон (Томачинский): "Поэзия во многом сродни молитве... При этом подлинная поэзия не имеет ничего общего с "зарифмованным благочестием" - набором правильных мыслей, изложенных в стихотворной форме. Подлинная поэзия - это всегда прорыв к иному бытию..."